А ГЛИНОЗЕМ ВСЕ ДОРОЖАЕТ

"Труд" не в первый раз обращается к конфликту, который сначала разгорелся внутри, а теперь и вокруг Николаевского глиноземного завода. От поставок сырья с этого украинского предприятия в значительной степени зависит бесперебойная работа ряда российских алюминиевых заводов. Подробности последнего витка противостояния между вчерашними деловыми партнерами, а сегодня - участниками судебного разбирательства вызывают немало вопросов.

Николаевский глиноземный завод (НГЗ) присвоил свыше 270 тысяч тонн бокситов, поставленных ему компанией "Морли трейдинг лимитед". Так во всяком случае утверждает поверенный компании Андрей Воробьев.
Технология этого присвоения, по его словам, проста: руководство НГЗ незаконно оформило в качестве "своего груза" семь кораблей с этим товаром, хотя он - собственность "Морли". Причем не просто оформило, а согласно официальному заявлению поверенного "Морли", подделало документы, представив сей груз таможенным органам Украины как купленный совсем у других поставщиков. Так это или нет на самом деле, теперь предстоит разбираться соответствующим компетентным органам.
Предыстория конфликта такова. В прошлом году компания "Морли" и завод подписали пятилетний контракт о поставках предприятию бокситов на условиях давальческого сырья. Это значит, что они перерабатываются в Николаеве в глинозем, который затем направляется на многие алюминиевые заводы в России, а также на аналогичное предприятие в г. Турсун-Заде (Таджикистан). До декабря прошлого года, по словам А. Воробьева, никаких конфликтов не было. Однако с приходом нового директора завода все резко изменилось.
Руководство компании направило официальные письма в правоохранительные органы Украины и г. Николаева, а также в Международный экономический суд в Женеве. В них говорится, что завод фактически похитил 273 тысячи тонн бокситов, подделав соответствующие документы. Общий ущерб "Морли" эксперты оценивают в 145 миллионов долларов. Не исключено, что присвоенный боксит попытаются быстро переработать и направить полученный из него глинозем по низким ценам заводам-потребителям.
Как отметил А. Воробьев, столь вызывающая акция могла быть спровоцирована группой "Сибирский алюминий", на которую "кивают" руководители Николаевского завода. Мол, договаривайтесь с ними, а уж потом - с нами...
По мнению А. Воробьева, эта группа имеет свои интересы в алюминиевой промышленности Украины и уже впрямую влияет на действия руководства Николаевского завода. Так или иначе, но именно этому предприятию грозит весьма громкое судебное разбирательство с возмещением убытков истца.
Николаевский завод стал также закупать технологически неэффективное и экологически небезопасное бокситовое сырье на Ямайке, чтобы, по мнению руководства "Морли", оправдаться перед проверяющими структурами: дескать, мы закупаем продукцию у разных партнеров и бокситы, на которые претендует "Морли", поставлены не ею, а совсем другими компаниями.
Естественно, что конфликт наносит ущерб и украинскому государству, владеющему контрольным пакетом акций завода. Вряд ли самоуправство николаевцев повысит реноме глиноземной промышленности, да и всей экономики Украины, остро нуждающейся во внешнеторговых партнерах и зарубежных инвестициях.
...Но, оказывается, далеко не все службы завода ведают о случившемся. По словам Андрея Воробьева, начальник юридического департамента николаевского предприятия заявил, что в глаза не видел соответствующих документов и самого контракта, который, возможно, утерян...
Руководство "Морли" убеждено, что правительство Украины не причастно к этой акции Николаевского завода.
Между тем в роли жертв конфликта, о котором идет речь, рискуют оказаться многие российские алюминиевые заводы, которым Николаевский завод предлагает теперь купить у него глинозем. Ведь если юридические инстанции подтвердят иск "Морли", на часть продукции николаевцев, где бы она ни находилась, будет наложен арест.
Тем временем продолжается рост мировых цен на глинозем, и, пока суд да дело, покупка алюминиевого полуфабриката у других поставщиков обойдется российским предприятиям в копеечку.