ПОХОРОНЫ ПРИМУСА

Еще не установленный на Патриарших прудах памятник писателю Михаилу Булгакову уже лишился своей главной и самой скандальной детали - огромного примуса с заключенной внутри нечистью из романа "Мастер и Маргарита".

Утомленный чередой митингов, автор проекта скульптор Александр Рукавишников заявил на пресс-конференции, что он готов изъять из композиции злосчастный примус - основную причину народных волнений, а вместо него поставить "более аморфный и вялый вариант".
Напомним, что работа Рукавишникова победила в городском конкурсе скульптурных композиций. Изначально он собирался возвести на Патриарших прудах к дню рождения писателя не просто памятник Булгакову (кстати, первый в Москве, если не считать барельефа на знаменитом доме 302-бис по Садовой улице), а целую скульптурную композицию, олицетворяющую драматическое противостояние добра и зла. С одной стороны пруда на сломанной скамейке сидит сам Михаил Афанасьевич в натуральную величину, неподалеку над водой удаляется от писателя один из главных героев романа четырехметровый Иешуа. Центром композиции, а заодно и пруда должен был стать двенадцатиметровый примус с Воландом, Коровьевым, Бегемотом и Азазелло внутри...
Однако столь смелая мысль скульптора явно не вдохновила жителей окрестных домов. Начались разговоры о том, что установка памятника и реконструкция Патриарших приведут к радикальному изменению уникального исторического пространства. Последовала череда "антипримусовых" акций, подогреваемая представителями культурной и политической элиты. Больше других масла в огонь подливали противники увековечения в бронзе хоть и литературного, но все-таки сатаны Воланда. Раздражало верующих и то, что голова Иешуа, символизирующего Иисуса Христа, будет волей-неволей "страдать" от птичьей неделикатности. В редакцию "Труда" пошли звонки о якобы начавшемся строительстве под прудом подземного паркинга...
Так бы и тянули разные силы телегу каждая в свою сторону, не вмешайся мэр Москвы Лужков, который посетовал на "информационные недоработки" столичных властей. Префект Центрального административного округа Москвы Геннадий Дегтев на той же встрече с журналистами заметил, что на "благоустройство пруда с элементами реставрации" все согласования получены, все подписи собраны, в том числе и автограф министра культуры РФ Михаила Швыдкого, так что в легитимности работ сомневаться не приходится. Уже проведена санитарная вырубка 23 старых и больных деревьев, к весне взамен посадят 50 новых. После очистки дна от ила и мусора в пруду наконец-то появится рыба. "И никакого подводного гаража, конечно, не будет", - заверил префект. Все работы по благоустройству планируется завершить к маю.
Но если с цветочками и рыбками все ясно, то как быть с символом коммуналок? Понятно, что экономические обстоятельства - отлито уже 75 процентов композиции - дать обратный ход не позволят. "Придется нам, видимо, в области скульптурных композиций оставаться в прошлом веке, поскольку москвичи не готовы к восприятию примуса", - заключил Александр Рукавишников. При этом, отказавшись от центрального элемента композиции, скульптор не отказался от фонтана, а именно таковым в проекте и являлся злосчастный нагревательный прибор. Сейчас разрабатывается его новая форма, которая не раздражала бы людей, - более скромная и решенная уже не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости. Фигуру же идущего по воде Иешуа пока решено оставить на своем месте.
Успокоится ли разбушевавшаяся общественность после публичного выступления скульптора? Протестующие неоднократно заявляли, что памятник им не нравится ни под каким соусом. Не уверен в будущем затеи и сам Рукавишников. На вопрос об очередных протестах автор памятника заметил: "Что ж, буду переделывать до конца жизни"...