04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИЗГОЛОДАВШИЕСЯ ТАЛАНТЫ

Варфоломеев Пятерим
Опубликовано 01:01 18 Февраля 2003г.
Фольклор, провинциальная культура - одна из первооснов духовной жизни нации. Однако в последнее время культура глубинки, никогда не купавшаяся в роскоши, приходит в откровенный упадок. На дверях многих сельских клубов, библиотек появились обрастающие паутиной амбарные замки. Нет реквизита, музыкальных инструментов, не пополняется новыми изданиями истрепавшийся библиотечный фонд. Некому содержать культурные очаги. Что делать в отчаянной ситуации? Авторитетный культработник Иван Шацких из воронежского села Хохол, отдавший любимому делу десятки лет, считает: "Спасти сельскую культуру может только ее умная коммерциализация".

Действительно, сколько ярких талантов прозябает в глухих, отдаленных от бойких трасс местах! Взять хотя бы Оськино - окраинное село Хохольского района, забытое, как говаривали в старину, и Богом, и людьми, и властью. А между тем в Оськине до сих пор существует самобытный оркестр народных инструментов, руководимый бессребреником А.Колесниковым. Исполнительский уровень здешних балалаечников и домристов таков, что не стыдно выступать на "серьезной" сцене в Воронеже или даже в Москве. Как героям старого фильма "Веселые ребята".
В Оськине, как в Греции, все есть: и танцевальный ансамбль из красивых девчат и статных парней, и свой одаренный бард, он же агроном Василий Князев, и местного колорита сатирик, она же зоотехник Валентина Черных, и... Перечислять можно и дальше, но почему-то никому не приходит в голову мысль помочь организовать гастрольную поездку оськинцев хотя бы по городам и весям своей области. Да разве свет клином сошелся на Оськине? Не одну сотню лет стоит с виду обыкновеннейшая деревенька Александровка Таловского района: именно отсюда, из полевой глуши, Митрофан Пятницкий в 1911 году привез в Москву крестьянский хор, первое же выступление которого в зале Благородного собрания стало ярким событием в отечественном искусстве. Александровские певцы и певицы явили миру русскую песню во всей ее первозданной свежести, красоте и неповторимости. С тех пор началась история прославленного потом на весь мир национального хора имени Пятницкого.
А что в сегодняшней Александровке? Пашут, слава Богу, землю, доят коров... И поют не хуже, чем пели прабабушки и прадедушки. Александровка и сейчас гордится своим хором из 25 певцов, 18 танцоров, 22 оркестрантов. Набирает творческую высоту вокальная группа "Анастасия", названная так в честь сподвижницы Митрофана Пятницкого Анастасии Родионовны Лебедевой, оставившей нынешнему поколению александровцев, как здесь говорят, "целый сундук старинных напевов". Однако можно по пальцам пересчитать концерты, с которыми выступают преемники Пятницкого и Родионовой, - на День работника сельского хозяйства, на смотрах, приуроченных, как правило, к каким-либо знаменательным датам, еще по каким-то не частым оказиям.
Несомненно, появись в областном центре или в других многолюдных городах области афиши, возвещающие о гастролях александровцев или оськинцев, да поработай пиарщики, успех был бы обеспечен. К тому же в отличие от избалованных столичных коллег артисты, приехавшие из сел, никогда же не заломят за билет по 400 рублей, как, например, группа "Лесоповал", решившая осчастливить своим выступлением Воронеж. И это еще не самая разорительная сумма...
Отрадно, что лед в провинциальном шоу-бизнесе в последнее время кое-где все-таки трогается. Смело перешел на новые рельсы отдел культуры Нижнедевицкого района. Толчком послужил визит в село Синие Липяги видеооператоров из Голландии, вознамерившихся снять документальный фильм о древней манере многоголосного пения, сохранившегося в некоторых деревнях с незапамятных времен. "Пообщавшись с голландцами, - рассказывает заведующий отделом культуры Нижнедевицкой администрации Владислав Демиденко, - мы поняли: если не возьмем с них денег за съемки, то они примут нас или за умалишенных, или за больных тем самым "деревенским идиотизмом", о котором, помнится, писал еще кто-то из классиков марксизма".
Вдохновленные неожиданным заработком в "живой валюте", нижнедевицкие культпросветчики запустили в Интернет страничку о художественном салоне, созданном при РДК, - и посыпались (все больше, правда, из-за рубежа) заказы на произведения местных умельцев - ковры, картины, живописные наряды, носимые крестьянками по праздникам. Приносят доходы в общую копилку и народный духовой оркестр, и хор, и дискотека, а также видео- и музыкальное обслуживание свадеб, других семейных и общественных торжеств. Кое-какой опыт самофинансирования приобрели и россошанцы: после гастролей в Италии ансамбля "Россичи" появились средства на обновление концертных платьев и костюмов, на покупку недостающих музыкальных инструментов, на вознаграждение самим артистам, ибо еще Козьма Прутков заметил, что поощрение таланту столь же необходимо, как смычку канифоль.
С громким успехом и приличными деньгами возвратился из поездки в ближнее зарубежье вокально-инструментальный ансамбль "Хохольские родники". К сожалению, подобные рывки от унизительной, убивающей тягу к творчеству нищеты к нормальному существованию носят пока что эпизодический характер. Большинство сельских и районных ДК продолжают бедствовать, в нетопленых библиотеках книги покрываются инеем... Недавно заехал я в небольшой райцентр - повидаться со старым другом, учителем истории. Сам он, в фартуке, хлопотал на кухне, сын-десятиклассник настойчиво отрабатывал на гитаре какой-то мудреный пассаж в стиле "хард-рока". "А где супруга?" - спрашиваю у хозяина. "На работе". "Ну понятно, репетиции", - предположил я, зная, что жена моего приятеля, наделенная от природы хорошим голосом (и, кстати, артистической внешностью), служит инспектором отдела культуры районной администрации, да еще и самодеятельностью увлекается. "Если б репетиции!" - был ответ... Отсутствие хозяйки объяснялось совсем иной причиной: по вечерам она мыла полы в хирургическом отделении местной больницы, получая за это полставки санитарки. А куда деваться? Сам педагог имеет в месяц 1620 рублей, ее инспекторский оклад - 1400. И это при том, что за одну только квартиру приходится платить около тысячи. И сына надо одеть, обуть, чтоб не хуже других, и у супруги гардероб поизносился: на сцену выйти не в чем. Слушая своего друга, я не мог не вспомнить цифру, названную все в том же Нижнедевицком районе: там за счет "умной коммерцализации" в прошлом году культпросветчики заработали более 500 тысяч рублей. Не так уж много, но вполне достаточно, особенно для провинции, чтобы инспекторов отдела культуры, равно как и других специалистов данного профиля, избавить от суровой необходимости драить шваброй километры полов, дабы образованным, талантливым и в основном молодым женщинам было в чем показаться на сцене...
ВЗГЛЯД ИЗ РЕДАКЦИИ
Эта корреспонденция носит дискуссионный характер. В каком-то смысле она напоминает статьи, которые печатались в отечественной прессе в первые перестроечные годы. Тогда многие считали (не без основания), что культура не может больше всей своей массой висеть на изрядно ослабевшей шее государства. Ставили в пример Америку, где театры и оркестры предоставлены самим себе, частным попечителям...
А потом, когда поток бюджетного финансирования даже лучших отечественных художественных коллективов сократился до минимума, когда стало ясно, что ни Большой, ни Мариинский театры, ни хор Свешникова, ни хор Пятницкого на самоокупаемость перевести нельзя, пришло более трезвое осознание положения. Мы вспомнили об опыте Франции, Германии и других стран, где государство традиционно поддерживает академическую "штучную" культуру. Мы поняли, что бездумная коммерциализация искусства в целом неизбежно приводит к катастрофическому падению художественного качества, к забвению высоких критериев профессионализма, к засилью китча и пошлости...
Конечно, отрадно, что в воронежской глубинке некоторые художественные коллективы решили отказаться от иждивенчества. Дай им Бог процветать, не изменяя при этом своему творческому кредо. Но даже отдельные удачи на этом пути не означают, что коммерциализация - панацея. Где, например, гарантия, что в следующий раз к сельским артистам приедут не интеллигентные голландские ценители аутентичного фольклора, а, скажем, менеджеры какого-нибудь воронежского ночного клуба, где тоже платят неплохие деньги, но тут о высоком творчестве приходится забыть?..
Наверняка многим из вас, уважаемые читатели, есть что сказать на эту и другие связанные с ней темы. Вправе ли государство, его центральные и местные органы устраняться от поддержки академического и "избранного" фольклорного искусства? Почему в нашей стране не развернулось достаточно широко спонсорство? Все эти и другие вопросы - не праздные. Хорошая песня поднимает человека на добрые дела. А скверная... Помните случай, когда в подмосковной Балашихе три девочки, наслушавшись (помимо, видимо, всего прочего) песенной "дури", которой нынче обильно потчует молодежь индустрия записи, взялись за руки да и кинулись с балкона?.. Явление "псевдокультурного террора" в последнее время перешло из разряда невеселых пророчеств в реалии нашей жизни. И одной из пружин этого разрушительного процесса, безусловно, является распространение не рыночной даже, а базарной стихии на сферу искусства. Мы, как нередко случалось в российской истории, ударяемся из одной крайности - тотальной регулируемости культуры - в другую... Куда и как двигаться дальше? Ждем ваших суждений, дорогие читатели.
Сергей БИРЮКОВ, обозреватель отдела культуры.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников