ГЛУБОКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

Вчера президент Владимир Путин руководил страной из-под воды. А именно с борта тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения "Архангельск", находящегося на полигоне Северного флота в Баренцевом море. Именно там развернулись основные события крупнейших за последние годы учений российских ядерных сил с привлечением войск всех шести военных округов. Размах маневров - "от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей".

Каково было президенту с борта "Архангельска" командовать учениями? Можно точно сказать: ему было не тесно. Крейсер, ставший на время Ставкой Верховного главнокомандования, - самый крупный подводный корабль в мире, за что и прозван моряками "водовозом". Атомоходы проекта 941 типа "Акула", к которым он относится, имеют длину 173 метра. На палубе без труда способны разъехаться два "КамАЗа". Скорость подводного хода - 27 узлов (порядка 50 километров в час). На вооружении 20 межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися "головками". Прочность корпуса позволяет проламывать лед толщиной до 2,5 метра и наносить удары из-под арктического панциря, где атомоход практически неуязвим для противолодочных средств любого противника.
На штабных картах обстановка выглядит впечатляюще, даже пугающе. По замыслу Генштаба наша страна уже почти месяц (столько продолжается стратегическая командно-штабная тренировка "Безопасность-2004") живет в гипотетических условиях "особого периода" - так политкорректно генералы называют имитацию особенностей ядерной войны. Да, сегодня и у нас, и за рубежом этот сценарий апокалипсиса признан практически невероятным. Да, основные военные угрозы России несет международный терроризм, бороться с которым с помощью ядерного оружия нелепо.
Все это правда, но в действиях армии есть и другой резон. Столь же очевидно, что наши стратегические силы еще долго будут основным гарантом военной безопасности России и ее союзников. А значит, надо уметь это оружие применять.
Никто и никогда не скажет, кого мы "предполагаем" увидеть противником в таком военно-политическом сценарии. На генштабовских картах войска "красных" традиционно громят "синих". При этом первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник Юрий Балуевский осторожно и туманно заявил, что в ходе командно-штабной тренировки "будет проверена реальность расчетов командования стратегических ядерных сил по использованию отдельных частей и подразделений с целью недопущения силового давления на Россию". Но он же намекнул: "В Вашингтоне вновь стараются сделать из ядерного оружия инструмент решения политических задач. Много непонятных моментов и в новой ядерной доктрине США. Поэтому мы должны на это реагировать". Поводом послужили планы американцев приступить к созданию мини-ядерных зарядов для поражения хорошо защищенных подземных пунктов управления, связи и шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет. Планы, надо заметить, весьма опасны тем, что практически стирают грань между обычными и ядерными средствами поражения. Значит, может исчезнуть и политико-психологическое табу, которое уже более полувека даже в самых острых ситуациях останавливает государства "ядерного клуба" от применения своего самого мощного боевого аргумента?
Вчера Верховный главнокомандующий Владимир Путин с борта атомохода "Архангельск" наблюдал за учениями. В том же полигоне Баренцева моря находятся до 10 надводных кораблей и судов обеспечения Северного флота во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" и тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий". Эти силы, а также авиация флота прикрывают от условного противника развертывание там же 6 атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения, в числе которых уже упомянутый "Архангельск", а также "Карелия" и "Новомосковск".
Именно "Новомосковску", которым командует капитан 1 ранга Сергей Рачук, вчера была доверена стрельба из-под воды двумя межконтинентальными баллистическими ракетами по мишени, находящейся на Камчатке. Команда о боевом применении оружия сквозь толщу воды на крейсер была передана со специально созданной для этой цели вблизи Североморска уникальной станции "Зевс". Ее сигналы сверхнизкой частоты наши атомоходы способны принимать в любой точке Мирового океа- на на глубине до 300 метров.
В мирное время "Зевс" непрерывно транслирует на подлодки определенный код, означающий, что обстановка нормальная. Прекращение передачи означает возникновение чрезвычайной ситуации.
Однако даже в учебной войне победа не приходит без осложнений. Вышел конфуз: пуски с "Новомосковска" не состоялись - сигнал с обеспечивающего стрельбу космического спутника заблокировал выход сначала одной, а через несколько минут и другой баллистической ракеты из шахт атомохода.
Зато все гладко прошло у летчиков стратегической авиации, которая вместе с североморцами действовала с авиабазы Энгельс под Саратовом. Оттуда поднялись три дальних бомбардировщика Ту-95МС с крылатыми ракетами большой дальности на борту. После 10-часового полета в сложных метеоусловиях они нанесли удары по мишеням в Баренцевом море. Одновременно самолеты фронтовой и истребительной авиации отрабатывали бомбометание и перехват воздушных целей.
Тренировались и Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска. Первым предстоит произвести несколько учебно-боевых пусков межконтинентальных баллистических ракет "Тополь" и "Стилет". Вторые из Плесецка осуществят запуск ракеты-носителя "Молния-М" со спутником серии "Космос" военного назначения.
Но какая ж война без пехоты? Поднятые по тревоге подразделения Сибирского и Приволжско-Уральского военных округов вместе с артиллерией, танками и средствами ПВО погрузились в железнодорожный транспорт, и сейчас эшелоны находятся на пути в европейскую часть страны. В переводе на генштабовский язык называется это межтеатровым маневром. Через несколько дней на полигонах Московского военного округа, а значит в непривычных географических условиях, сибиряки и уральцы выполнят стрельбы.