09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТРУБА БЕЗ НЕФТИ

По материалам западных СМИ.
Опубликовано 01:01 18 Февраля 2004г.
Вот уже несколько лет длится история, связанная с реализацией Украиной масштабного проекта транзитных поставок каспийской нефти в европейском направлении. Нефтепровод "Одесса - Броды" остается примером никому не нужного большого объекта, построенного Украиной за годы независимости.

Украина завершила строительство нефтепровода протяженностью 674 километра и диаметром 1020 миллиметров и нефтетерминала "Южный" (Одесса) в 2001 году. Пропускная способность первой очереди украинской части Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) составила 9 - 14,5 млн. тонн нефти в год. В будущем предусматривается последовательное развитие мощности ЕАНТК до 40 млн. тонн нефти в год.
Украинское правительство приложило титанические усилия для того, чтобы проект "Одесса - Броды" стал реальностью. Интерес к украинскому нефтепроводу "Одесса - Броды" проявили несколько крупных нефтяных компаний, таких как Shell, ChevronTexaco и ExxonMobil, которые занимаются разработкой месторождений на Каспии.
Но несмотря на все разговоры о заинтересованности зарубежных компаний украинским проектом, пока ни одна транснациональная корпорация официально не заявила о своем участии в эксплуатации нефтепровода. Осторожность иностранцев связана со строительством альтернативного нефтепровода по транспортировке каспийской нефти "Баку - Тбилиси - Джейхан". Специалисты расценивают данный маршрут как конкурентный нефтепроводу "Одесса - Броды".
В общем, за три года, прошедшие со времени завершения строительства трубы, ни капли нефти в ней так и не побывало. Оказалось, что каспийская нефть на Западе не нужна. Ведь добыча в Каспийском регионе очень дорога, ведется на глубоководных шельфах, и куда дешевле покупать сырье в России или в Саудовской Аравии, где его гораздо больше и, главное, "черное золото" там дешевле.
Трубопровод оказался пустым, и основная причина в том, что он строился без гарантий загрузки со стороны тех, кто добывает нефть на Каспии. Кроме того, в Восточной Европе не так уж и много нефтеперерабатывающих заводов, которые смогли бы освоить такие объемы нефти, продаваемые по столь высокой цене. Амбициозный проект Киева, похоже, завершается фиаско.
"Наверное, на сегодня нет более ужасного с точки зрения экономической эффективности трубопроводного проекта, чем "Одесса - Броды", - заявляет по этому поводу аналитик компании "НИКойл" Геннадий Красовский. - Нефтепровод был построен по сугубо политическим мотивам и совершенно не используется. "Одесса - Броды" - это хороший урок для всех стран, строящих нефтепроводы: нельзя приступать к реализации проекта без гарантий загрузки".
По мнению эксперта, Украине следует соглашаться на любые проекты по загрузке нефтепровода, поскольку в противном случае убытки от проекта будут только увеличиваться. "Фактически Украина потеряла более 500 млн. долларов бюджетных денег, вложенных в строительство, и продолжает терять их до сих пор, тратя деньги на поддержание системы", - считает Красовский.
Украина предпринимает отчаянные попытки загрузить нефтепровод, большие надежды возлагая на сотрудничество с российскими компаниями, в частности, с "ЛУКОЙЛом", "Сургутнефтегазом" и "Сибнефтью", которым предлагалось участвовать в транспортировке нефти по этому маршруту.
"Мы звали "ЛУКОЙЛ" заполнить эту ветку, ведь он собирается купить НПЗ в Гданьске, последней точке транспортного маршрута Одесса - Броды - Плоцк - Гданьск", - говорит представитель пресс-службы "Укртранснафты". Однако российских нефтяников эта идея не устроила.
Альтернатива печальному ржавению трубы "в степях Украины" все же есть. Российские нефтяники обратились к украинской стороне с контрпредложением: провести временный реверс трубопровода и использовать его в обратном направлении - качать нефть из "Дружбы" в порт Южный с последующим экспортом через Босфор и Дарданеллы. Российские нефтяники неоднократно подчеркивали, что данная схема может работать во временном варианте, то есть до тех пор, пока Украина не найдет поставщиков каспийской нефти для заполнения трубопровода. На реализации этого проекта Украина могла бы заработать порядка 90 млн. долларов. Для оценки возможности запуска нефти в "обратную сторону" украинское правительство привлекло американскую компанию Energy Solutions, которая пришла к выводу, что реверсное использование трубопровода в текущей ситуации является единственным экономически выгодным. Что же касается нефти, то ее согласилась предоставить российская ТНК-ВР на условиях товарного кредита.
Однако трезвое экономическое решение было принесено в жертву сомнительным политическим интересам. Резкие заявления ряда представителей американских властных кругов, считающих реверсный проект серьезным конкурентом "Баку- Тбилиси - Джейхан", и ура-патриотические выступления украинских националистов, усмотревших в поставках российской нефти угрозу "европейскому вектору развития Украины", настолько испугали и запутали украинский кабинет министров, что некоторое время назад тот принял решение о нецелесообразности использования "Одесса - Броды" в реверсном режиме.
И что же будет теперь? Вопрос этот поистине риторический, поскольку неискушенные в международных политических играх украинские чиновники поставили не на ту карту и проиграли: в ответ на туманные обещания западных политиков зарубили на корню экономически выгодный проект, поступив в соответствии с принципом Тараса Бульбы: "Я тебя породил - я тебя и убью!".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников