04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 18 Февраля 2005г.
Как ни обидно признавать, но российские школьники серьезно отстают от своих сверстников из развитых стран по уровню современных, необходимых для практической деятельности знаний в таких областях, как экономика, право, информационные технологии, иностранный язык, и ряде других. Об этом свидетельствуют проведенные экспертами международные сопоставления. Во многом архаичная, инерционная система обучения отстает от требований времени. В проекте программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2005-2008) подчеркивается "низкая конкурентоспособность российского образования". Оно "перестало играть роль "социального лифта". Снизилась образовательная и социальная мобильность молодежи. Ограничен доступ детей из низкодоходных семей к качественному образованию". Вот почему затягивание реформ в этой сфере грозит все большим отставанием нашей страны в условиях глобальной конкуренции. Модернизация становится задачей номер один. Важно, однако, планируя крупномасштабные новации в сфере образования, не допустить масштабных просчетов. Ибо цена ошибки здесь может оказаться непомерно высокой. Между тем, уже сегодня выявились серьезные разногласия между общественными организациями и разработчиками документов по ряду принципиальных вопросов. Опасаясь, что законопроекты могут быть "по-тихому" внесены в Государственную Думу, ЦК профсоюза работников народного образования направил недавно письмо президенту Владимиру Путину. "Поддерживая и признавая необходимость объективно назревших, продуманных реформ в сфере образования, - говорится в письме, - полагали бы целесообразным проводить их с учетом широкого общественного обсуждения и оценки социальных, экономических и иных последствий". О том, что конкретно тревожит учителей, родителей, независимых экспертов, мы беседуем с заместителем председателя профсоюза Татьяной КУПРИЯНОВОЙ.

- Татьяна Викторовна, во всех официальных документах подчеркивается, что одна из главных задач предстоящих реформ - повышение доступности качественного общего образования, создание равных стартовых возможностей для детей. Разве это плохо?
- Замечательно, и профсоюз выступает за это же. Но у чиновников есть известный хорошо отработанный прием: широко объявляют благородные цели, а на практике получается нередко наоборот. Поэтому нам приходится быть настороже, искать мины замедленного действия, хорошо замаскированные в готовящихся документах. Вот самый свежий (февральский) вариант проекта среднесрочной программы, разработанной Минэкономразвития с участием других заинтересованных министерств. Раздел 2.1.1. Для повышения инвестиционной привлекательности, говорится в документе, значительная часть школ должна быть преобразована в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций и автономных учреждений. Суть в том, что эти организации смогут вводить платные услуги. А это таит немалые опасности.
Не секрет, что большинство российских общеобразовательных учебных заведений из-за постоянной нехватки средств прозябают, по сути, в нищете. Недофинансирование оценивается независимыми экспертами в десятки миллиардов рублей. Уже и сегодня школы вынуждены собирать с родителей "дань" - на ремонт, уборку и так далее...
- Велики ли эти "добровольные взносы"?
- Суммы могут существенно различаться. Вот, например, в одной из обычных московских школ от родителей первоклассников потребовали внести плату "на нужды класса" в размере тысячи рублей. Кроме того, "на охрану" - 60 рублей в месяц, "на уборку" - 30, "на завтраки" - 35. В этой же школе ввели еще и такое "интересное" новшество: если родители хотят, чтобы их чадо изучало английский язык, то надо начинать подготовку с первого класса и платить 600 рублей в месяц. Естественно, самим покупать учебники и кассеты. Дело вроде бы добровольное, но если откажешься, то потом в английскую группу ребенка уже не возьмут. Пусть изучает, например, немецкий или французский.
А в подмосковной школе с пятиклассников собирали в этом году по 2 тысячи рублей "на ремонт". Само собой, необходимо также передавать деньги на охрану и все остальное. Таких примеров десятки и сотни тысяч. В крупных городах расходы семьи на школьное обучение, включая покупку литературы и плату за дополнительное образование, могут доходить до 6,5 тысячи рублей в год, в сельской местности - значительно меньше (200 - 800 рублей). Иными словами, при формально бесплатном образовании родителям нередко приходится раскошеливаться на добровольно-обязательные взносы. Иначе многим учебным заведениям не выжить. Теперь представим, что школа, став, например, автономной некоммерческой организацией, официально получает право на оказание платных услуг. Можно не сомневаться, что их удельный вес будет стремительно увеличиваться. Не случайно преобразование школ будет осуществляться, как написано в программе, для того, чтобы "повысить инвестиционную привлекательность системы образования". Известно, инвесторы дают деньги только в том случае, если рассчитывают в последующем на прирост вложенных средств. А достичь этого невозможно без значительного расширения платного образования.
- Но разве могут общеобразовательные школы, не нарушая Конституцию, перейти с бесплатного на платное обучение?
- Бесплатное, а вернее бюджетное, обучение останется, но "на уровне новых стандартов", как говорилось на одном из обсуждений. Хитрость, однако, здесь в том, что предполагается сократить обязательные программы и одновременно расширить систему дополнительного обучения. То есть учащиеся получат определенный объем знаний, например, по истории, математике, физике, химии, но этого вряд ли будет достаточно для поступления в вуз. А вне обязательной программы можно будет продолжать углубленное изучение, скажем, иностранного языка или информационных технологий. Судя по сегодняшней практике, это будут платные уроки преимущественно за счет средств родителей, учитывая состояние муниципальных бюджетов.
В среднесрочной программе прямо говорится о "снижении недельной нагрузки учебного плана" и "предоставлении в течение всего периода обучения услуг дополнительного образования". По словам министра Фурсенко, базовый учебный план и сегодня составляет 75 процентов предоставляемых услуг, а на долю факультативов приходится примерно четверть. Причем, как признал министр, оплата факультативов может происходить в том числе и за счет средств родителей. Понятно, планируемое движение по этому пути лишь усилит недоступность качественного образования для миллионов детей из малообеспеченных семей. Это прямо противоречит заявленным целям.
- Каков будет удельный вес платных услуг?
- В том-то и дело, что разработчики документов тщательно скрывают от общественности все расчеты. Сколько школ станут автономными некоммерческими организациями, сколько - закроются (особенно на селе в рамках программы укрупнения учебных заведений), что останется в сфере государственных гарантий, каков будет удельный вес платных услуг, на какие формы господдержки смогут рассчитывать талантливые ребята из бедных семей, насколько уменьшится (или, может быть, увеличится) численность учителей? Вопросов много, а в ответ - тишина. Чиновники, как партизаны, хранят расчеты в тайне. Так готовить реформу недопустимо. Можно наломать столько дров, что потом годами придется исправлять ошибки.
- Последний вопрос. Пробовал ли профсоюз, прежде чем обращаться к президенту страны, обсудить все эти острые вопросы со специалистами соответствующих министерств и ведомств?
- Не то что пробовали, а мы постоянно стремимся работать в различных группах, комиссиях по обсуждению этих новаций, настойчиво добиваемся, чтобы наши доводы были услышаны и поняты. Но разработчики реформ жестко отстаивают свою позицию. Например, просим обсудить на Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений проекты федеральных законов "Об автономных учреждениях" и "О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях", которые правительство планирует рассмотреть в ближайшее время. Однако, по имеющейся информации, Минэкономразвития пока против этого.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников