КАК ПОПАСТЬ В НЕОЛИТ

Кажется, будто хозяева дома отошли куда-то ненадолго. У входа прислонились к стенке широкие лыжи. Рядом на крючках подвешены острые наконечники. Брошена шкура какого-то животного. С виду обычный хозяйственный антураж. Вот только дом этот относится к периоду эпохи неолита.

Но внимательно осмотреть все кругом, заглянув в самые потаенные закутки, можно, увы, лишь на экране компьютера. Проект "Мультимедийная реконструкция жилища эпохи неолита" представил в Карелии Сургутский краеведческий музей в рамках международного фестиваля "Гиперборея-2006", который проходит в Петрозаводске.
Этот необычный проект - новейшая разработка в области археологии с полномасштабным применением современных компьютерных технологий. Подобная реконструкция сделана на основе исследований археологического памятника периода неолита - поселения Быстрый Кульеган 66, открытого в 1994 году. Работы проводились с 1997-го по 2001 год под руководством кандидата исторических наук Л. Коссинской. Раскопки велись по 10-километровым срезам в песчаной почве. Археологи дошли до последнего слоя песка. Обнаружили множество предметов быта. Потом составили карту. Компьютерное моделирование осуществил кандидат технических наук Ю. Баранов из Нижнего Тагила.
Смоделированное на экране жилище площадью около 700 квадратных метров сделано из бревен и веток. Крыша покатая. Обитало здесь от 40 до 70 человек. Вход только один. Вокруг жилища - ров для стока воды. Но вот открывается дверь - и мы заходим внутрь. Два очага. Вокруг огня устроены нары. Видны шкуры животных, рога оленей. Над одним из очагов вялится рыба, нанизанная на палочки. Здесь же разделанные куски мяса. В больших туесах - брусника.
Все очень натурально, и кажется, что вот-вот откроется дверь и в свое жилище зайдут уставшие после охоты люди, завозятся у огня дети. Компьютерное моделирование позволяет совершать виртуальные экскурсии в древний мир Приобья, понять, как жили наши предки.