Девушка-локомотив

22-летняя Анна Клевец, получившая юридическое образование, не смогла найти работу по специальности. Девушка попыталась устроиться помощником машиниста в метрополитен, но ей отказали: женщин на такую должность не берут. Анна посчитала это дискриминацией.

Вчера дело Анны Клевец должны были рассматривать в Верховном суде РФ. Но заседание не состоялось и было перенесено на 2 марта. Его отменили из-за неявки представителя правительства, который должен был защищать правомерность существующего запрета.

Дело в том, что, отказывая Анне в приеме на работу, представители отдела кадров метрополитена сослались на перечень опасных и вредных работ, на которых женщинам запрещено трудиться. В нем среди прочих упомянуты профессии машиниста и помощника машиниста метрополитена. Анна хочет, чтобы такой пункт был отменен, но сделать это может только Верховный суд.

Корреспондент "Труда" встретился с борцом за справедливость Анной Клевец и юристом правозащитной организации "Петербургская эгида" Еленой Плешко, которая поддерживает девушку.

В Питер Анна приехала из Таганрога. Поступила на бюджетное отделение Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, одного из самых престижных вузов Северной столицы, на юридический факультет. Однако на третьем курсе поняла, что работать по специальности не хочет.

"Я работала в агентстве праздников, организовывала мероприятия для детей. Это очень нестабильная работа, - рассказывает Анна. - Заработок всегда разный, заказов может вообще не быть". Попытки найти работу по специальности не увенчались успехом. В солидную компанию без опыта работы не берут, а в маленькую идти боязно: могут начать задерживать зарплату или уволить без пособия.

Нет места под землей

Анна увидела объявление в метро, в котором было сказано: требуется помощник машиниста. Опыт работы значения не имеет, компания предоставляет обучение. Помощник машиниста в Петербургском метрополитене получает 16 тысяч рублей в месяц, машинист - от 26 тысяч рублей. "То, что нужно, - подумала Анна. - К тому же в метро без задержек выплачивают зарплату и предоставляют социальные гарантии - оплачиваемый отпуск, больничный, отпуск по уходу за ребенком".

Однако потенциальному работодателю девушка оказалась не нужна. "Меня даже не пустили в отдел кадров"! - сетует Анна. Из кабинета вышла сотрудница и сказала, что женщин на эту должность не берут: "Ваше заявление о приеме на работу даже не будет рассматриваться".

Девушка все равно обратилась в компанию с письменным заявлением и вновь получила отказ. "Меня поблагодарили за обращение в компанию, но сослались на перечень вредных работ, согласно которому я не могу работать на этой должности", - рассказывает Анна.

"В этом перечне очень много специальностей - более 400", присоединяется к разговору юрист Елена Плешко. "На наш взгляд, внесение в данный список специальности "помощник машиниста" весьма спорно, ведь женщины работают и слесарями, и малярами, что гораздо вреднее", - резюмирует Елена.

Девушки вспоминают интересную историю, которую они узнали, когда готовились к заседанию: до середины XX века в Московском метрополитене была целая бригада женщин-машинистов, одна из которых, Зинаида Троицкая, впоследствии стала заместителем начальника метрополитена.

Странный список

"В Верховном суде мы будем требовать не пересмотра всего списка, а лишь отмены пункта №374, в котором говорится, что женщина не может работать помощником машиниста или машинистом", - поясняет Елена Плешко.

"Мы подали исковое заявление о признании отказа в приеме на работу незаконным, взыскании зарплаты и компенсации морального вреда не только в Верховный, но также и в Ленинградский районный суд", - рассказывает Елена.

В заявлении указали сумму компенсации - 100 тысяч рублей. Если Верховный суд отменит пункт постановления и женщинам можно будет работать машинистами электропоезда (или помощниками машинистов), у Анны появится возможность выиграть дело в Ленинградском суде, а также получить компенсацию и устроиться на желанную работу.

Анна Гвоздицких, юрист Центра социально-трудовых прав, отмечает: "Ситуация с перечнем очень интересная. В нем много логических противоречий. Ограничения на труд женщин связаны с угрозой их репродуктивному здоровью. Но репродуктивное здоровье мужчин не менее важно. И неясно, кому больше вредит работа, скажем, на химическом производстве".

А адвокат Павел Ламбров, который занимается трудовыми спорами, считает так: "Коллизия заключается в том, что Трудовой кодекс подразумевает ограничение труда женщин на опасных и вредных профессиях. Это означает, что женщины на них могут работать, но не все повально, а только если у них крепкое здоровье и хорошая физическая форма. А перечень это запрещает напрямую. Дело Анны Клевец может послужить основанием для признания всего перечня недействительным".

Выиграть суд

Шансы на успех у Анны неплохие. Ведь прецеденты уже были. Так, в 2007 году жителю Казани Равилю Рахмееву отказали в приеме на работу на должность главного бухгалтера, потому что он мужчина. А компания искала на эту должность женщину до 40 лет. Равиль подал на работодателя в суд, выиграл дело и получил компенсацию - тысячу рублей.

А в 2006 году суд выиграла Ксения Борисова, которую не принимали в Бугурусланское летное училище гражданской авиации, потому что по его уставу там могли учиться лишь мужчины. Суд обязал убрать этот пункт из устава.

На вопрос, что они будут делать, если Верховный суд не отменит пресловутый пункт о машинисте, Анна и Елена хором отвечают: "Будем подавать кассационную жалобу и пытаться доказать свою правоту вновь". А Анна добавляет, что она будет искать работу по специальности, если ничего не получится. Только теперь обратит особое внимание на трудовое право. Хотя, возможно, работа машинистом Анне не нужна. Что ж, громко заявить о себе в профессиональной среде - хорошее начало карьеры юриста,

Что еще запрещено делать женщинам

Водить автобус

Корчевать пни

Сплавлять лес и строить плоты

Монтировать линии электропередачи

Работать взрывником

Ремонтировать сантехнику в канализации

Заливать металл

Работать водолазом