Болотная и «поджог Рейхстага»: Удальцов и Развозжаев не признали вину в суде

Развозжаев просил суд о психиатрической экспертизе, заявляя, что в Иркутске его пытали, заставляя оговорить соратников. Аргументы следствия он назвал абсурдными

Во вторник, 18 февраля в Мосгорсуде состоялось первое слушание по делу об организации массовых беспорядков на «Марше миллионов» 6 мая 2012 года. На скамье подсудимых – координатор оппозиционного объединения «Левый фронт» Сергей Удальцов и его соратник Леонид Развозжаев, помощник депутата Госдумы Ильи Пономарева.

Именно этих двоих следствие считает главными организаторами столкновений оппозиционных сил с полицией на Болотной площади Москвы. Примечательно, что дело Удальцова и Развозжаева начали слушать за три дня до оглашения приговора «рядовым» оппозиционерам, обвиняемым по «болотному делу».

Сами фигуранты громкого дела заявили на заседании, что категорически не признают своей вины.

От выступлений против власти до подрыва Транссиба

Прокуроры представили коллегии из трех судей обвинительное заключение. В нем, как сообщают присутствовавшие в зале корреспонденты, говорится, что Удальцов и Развозжаев вместе с еще одним своим соратником, Константином Лебедевым, который уже осужден по этому же делу на 2,5 года тюрьмы, – вступили в преступный сговор с грузинским политиком Гиви Таргамадзе. Последний пообещал им финансирование для того, чтобы в российской столице были организованы массовые беспорядки и выступления против действующей власти. В дальнейшем же, – полагает следствие, – оппозиционеры, опять-таки на грузинские деньги, намеревались заниматься захватом власти в российских городах и даже организовать подрыв Транссибирской магистрали.

На вопрос судьи Александра Замашнюка, признают ли Удальцов и Развозжаев свою вину, последний ответил: «Конечно, не признаю. Считаю обвинение абсурдным». «Категорически не признаю аргументы следствия», – заявил, в свою очередь, и Сергей Удальцов, добавив, что считает данное уголовное дело сфабрикованным.

События 6 мая, – убежден координатор «Левого фронта», – были неверно квалифицированы правоохранителями как «массовые беспорядки». «Эти события были спровоцированы властями и напоминают события, произошедшие в Германии в 1933 году, – заявил Удальцов. – Поджог Рейхстага, после которого началась расправа над инакомыслящими».

Суд над представителями российской оппозиции, – выразил свое мнение оппозиционер, – тоже не что иное, как расправа. «Я считаю, что все узники Болотной должны быть освобождены», – сказал он.

Также СМИ сообщают, что Развозжаев попросил суд отправить его на медобследование, в том числе и психиатрическое. По его заявлению, в заключении он подвергался пыткам, и теперь испытывает приступы паники и нервные срывы. В Иркутске, – сообщил он, – его держали на так называемых «пресс-хатах», добиваясь, чтобы он оклеветал других фигурантов дела, в том числе и Удальцова.

Однако судья отказал в ходатайстве, заявив, что у Развозжаева нет заболеваний, препятствующих содержанию под стражей. А с любыми другими проблемами нужно обращаться к администрации СИЗО.

Препарированный протест

Именно Удальцову, – отмечают обозреватели, – принадлежит сама формулировка «Марш миллионов». Акция, которая, по заверениям оппозиции, планировалась как исключительно мирная, вылилась в столкновения с правоохранителями, в которых пострадали десятки человек. Около 400 митингующих были задержаны, против нескольких десятков из них позже было возбуждено уголовное дело.

У организаторов же серьезные проблемы начались немного позже, когда в октябре 2012-го на телеэкраны вышел фильм канала НТВ «Анатомия протеста-2». Его авторы утверждали, что Удальцов, Лебедев и Развозжаев задались целью дестабилизировать политическую обстановку в России, для чего «скооперировались» с грузинским политиком Таргамадзе.

Генпрокуратура отреагировала на изложенные в фильме заявления весьма оперативно, начав их проверку. Развозжаев, понимая, что ему грозит уголовное преследование, уехал из России в Киев, и занялся подготовкой документов на получение статуса политического беженца.

Однако на Украине оппозиционера задержали; вскоре он был переправлен в Россию и с тех пор содержится под стражей. Что касается его соратника Удальцова, то он уже год, начиная с 9 февраля 2013-го, не имеет возможности выйти из собственной квартиры, находясь под домашним арестом.

А вот Константин Лебедев предпочел пойти на сделку со следствием, за что снискал у многих соратников «титул» предателя, и признал свою вину. За это 25 апреля прошлого года он был приговорен к 2,5 годам колонии, а недавно, по некоторым сведениям, попросил об условно-досрочном освобождении.