Porsche и Volvo в переводе с китайского

Как китайский автопром теснит европейских грандов автомобильного рынка

Вот-вот в России начнутся продажи нового флагманского седана компании Volvo- Volvo S90. Машины к нам придут с завода этой компании, расположенного в Китае. Если кто не знает: шведский концерн уже семь лет как принадлежит китайскому автогиганту Geely, который в 2010-м выложил за умирающий шведский бренд 1,8 млрд долларов. Опять же в Китае продается самое большое число Volvo — около 82 тысяч. Но это лишь капля в море китайского авторынка.

В прошедшем сентябре (хороший по продажам месяц в России) в Китае было продано 2,56 млн автомобилей. Это в 2,5 раза больше, чем у нас продается за целый год. А в том самом сентябре россияне приобрели всего 128 568 авто.

Китай большой, народу много, а в России кризис, вот поднимемся, тогда всех обгоним... Не обгоним, к сожалению. Слишком велико отставание. Из 23 млн автомобилей, проданных в КНР в 2016 году, половина — чисто китайские бренды и модели, разработанные и произведенные в Китае. И несмотря ни на какие заявления отечественных экспертов, по привычке или по корысти отзывающихся о китайских машинах с легкой брезгливостью (куда-де им до европейских или японских авто), в своей массе автомобили из Поднебесной находятся на уровне мировых стандартов.

Конечно, Китай имеет в этой конкурентной борьбе неоспоримое преимущество — огромный платежеспособный спрос, который власти вынуждены даже ограничивать административными мерами. У нас же этот спрос, наоборот, сужается вместе с падением доходов населения.

В 2015 году водительские права получили 33,7 млн китайцев. В том же году в КНР было зарегистрировано 23,85 млн новых автомобилей. Общее количество автовладельцев в стране достигло 172 млн. А обладателей зарегистрированных транспортных средств, включая мотоциклы, в КНР уже 279 млн человек. Не так много для населения в 1,5 млрд.

В России сейчас уже никто не вспоминает заявления о том, что отечественный автопром — основа основ российской экономики. А ведь именно эти слова сопровождали миллиардные вливания в «АвтоВАЗ» и иже с ним. Но, как говорится, вливай не вливай — все равно получаются «Жигули». За девять месяцев 2016 года размер убытка от основной деятельности предприятия составил 12,1 млрд рублей. Хотя это на 17% лучше, чем годом ранее, фактически «АвтоВАЗ» делает и продает убыточную продукцию не самого высокого качества.

К тому же 250 тысяч действительно российских автомобилей не делают погоды на отечественном авторынке, целиком отданном иностранным производителям.

Ничего подобного нет в Китае. Много лет назад пригласив к себе законодателей автомобильной моды, китайцы постепенно переняли технологии, менеджмент, перейдя к собственным разработкам и создав настоящую отечественную автоиндустрию. Сейчас там занимаются всем тем, на что нацелены мировые автогиганты: беспилотные машины, чистые двигатели и прочее.

А ведь еще 30 лет назад весь китайский автопром был сконцентрирован на тех заводах, которые построил СССР в 1950-1960-е годы. Частным лицам машины не продавали, на дорогах безраздельно господствовал велосипед и изредка — чиновничьи лимузины. Теперь же одна только фирма FAW (потомок «Автозавода № 1» — копии завода ЗИЛ) производит в год 2 млн авто. Что важно — все они продаются, в том числе за рубеж. Вряд ли это хоть как-то сравнимо с судьбой «АвтоВАЗа».

Хотя китайцы пока еще не ставили целью завоевать мировой авторынок (свой бы насытить), в год они экспортируют около 1 млн авто — в 10 раз больше, чем Россия. Несмотря на обесценение рубля и прошлогодние планы правительства РФ резко увеличить экспорт, российские машины пользуются скромным спросом за рубежом. А вот китайские бренды в России все последние годы демонстрировали рост продаж в среднем на 5-10% и даже 15%. Это на фоне общего падения рынка на 15-20%. В 2015 году россияне купили 39 тысяч китайских авто. Не много. Но и не мало для страны, где даже обитатели бараков предпочитают ездить на машинах люксовых, преимущественно западных брендов.

Но год от года все больше наших соотечественников смотрят в сторону китайских машин — практичных и все более качественных и современных. Да, случаются проблемы с запчастями. Не везде еще налажен сервис — рынок-то пока еще незначителен, и крупные китайские производители пока еще не жалуют Россию своим вниманием. Есть некоторые проблемы с качеством. Но... Помню, как в 1990-е и в 2000-е менял через каждые 5 тысяч километров пробега наконечники рулевых тяг на корейской Daewoo, три раза летело сцепление на Hyundai Sonata. Говорят, сейчас таких проблем с корейцами уже нет. Но и китайский автопром развивается куда быстрее корейского. Болезни роста уходят вместе с технологическим отставанием.

Проблемы возникают при столкновении с российскими условиями. Спрос падает, новые модели доезжают до России крайне редко, мешают трудности с локализацией. О планах развертывания производства в нескольких свободных экономических зонах в России ранее заявляли многие китайские автоконцерны. Но где они, эти зоны?.. На сегодня китайские автомобили собирают только на заводах «Дервейс» в Черкесске и «БелДжи» в Белоруссии.

Наиболее яркий пример — Lifan. Компания отложила начало строительства своего предприятия в Липецкой области, хотя стратегические планы по его созданию вроде бы остаются в силе. А ведь изначально предполагалось, что завод по выпуску 60 тысяч машин в год начнет работать в 2017 году.

В этой ситуации китайские производители прибегают к нестандартным ходам. Например, вскоре российскому покупателю будет предложен кроссовер SR8. Его отличительная особенность — поразительное внешнее и внут-реннее сходство с премиальным Porsche Macan. При этом продажная цена SR8 в Китае составляет всего 99 900 юаней, что по текущему курсу около 970 тысяч рублей. За Porsche Macan в России просят в четыре раза больше. Такой вот скромный привет России от китайского автопрома...

Клон похож на прообраз не только экстерьером, но и наполнением, и дизайном салона. SR8 оснащен 1,5-литровым бензиновым мотором мощностью 162 «лошадки». Есть современная мультимедийная система с большим сенсорным экраном, климат-контроль, круиз-контроль, электрический ручной тормоз, электроприводы боковых зеркал и стекол, система АБС, фронтальные подушки безопасности, помощник при парковке, камера заднего вида, подогрев сидений. Салон SR8 обит качественной кожей приятных оттенков.

P.S. Попытки засудить китайский автопром за нарушение «авторских прав» ни к чему не приводят. И что здесь плохого — пытаться повторить то, что сделали мэтры автопроизводства? С копирования начинали японские автогиганты. Главное, чтобы исходный экземпляр был должного уровня и в итоге все параметры клона соответствовали оригиналу. А это рано или поздно произойдет...