Берлинале: смена на капитанском мостике

Кинофестиваль, которому в 2020-м исполнится 70 лет, не хочет отставать от Канн и Венеции 

Один из крупнейших кинофорумов мира, Берлинале, завершился вручением «Золотого медведя» автобиографической ленте израильского режиссера Надава Лапида «Синонимы». Корреспонденты «Труда» рассказывают о лауреатах кинофестиваля и тех тенденциях в мировом кино, которые повлияли на конкурсную программу.

В этом году на Берлинале случилось редкое для подобных кинофорумов явление: полное единодушие кинокритиков и жюри в выборе лучших фильмов конкурсной программы. Высокие оценки, выставленные критиками в рейтинге фестивального журнала «Screen» фильму «Синонимы» и китайской ленте «Прощай, сын мой», стали прологом к успеху израильского режиссера Надава Лапида, получившего «Золотого медведя», и триумфу китайских актеров Ван Циньчун и Юн Мэй, получивших «Серебряных медведей» за лучшую женскую и мужскую роль в китайской социальной эпопее.

Не будем пересказывать в деталях ленту «Синонимы», напомним лишь суть сюжета. Промозглым днем, без копейки, без знания языка, молодой человек высаживается в Париже в надежде его завоевать. Герой мечтает стать настоящим французом и пытается преодолеть все барьеры на пути к заветной цели. Но, оказывается, главный барьер - не языковой и не финансовый, а собственное "я"...

В этом фильме есть все компоненты того, что сегодня называют современным кино. Раздвоение сумеречного сознания (кто он, француз или еврей?). Гомоэротизм (главный герой полфильма ходит обнаженным, наблюдает за съемками любительской порнушки)... Впрочем, ничего нового. В романе Эдуарда Лимонова «Это я – Эдичка» все это было ск4азано-пересказано целую эпоху назад.

В китайской ленте «Прощай, сын мой» трехчасовая сага охватывает 30-летний период жизни двух китайских семей - период становления Китая после культурной революции. Быстро меняющаяся экономическая ситуация меняет и характеры людей, их взгляды на жизнь. Известный китайский режиссер Ван Сяошуай снял сильную социальную драму, которая местами переходит в мелодраму, как это часто бывает в реальной жизни.
Вручение двух престижных наград, за лучшую женскую и мужскую роль актерам из одного фильма, случай исключительный. Иначе как триумфом его назвать нельзя.

Китайские кинематографисты задавали тон на нынешнем Берлинале. В главном конкурсе было заявлено три китайских ленты (Германия – две, Франция – две, США – одна), и каждая из них могла рассчитывать на успех. Например, лидировавшая в оценках кинокритиков картина режиссера Ван Цюаньаня «Яйцо» впечатлила работой операторов, искренней игрой актеров и поэтичностью, с какой передана жизнь степных кочевников (это фильм о превратностях любви в условиях монгольской пустыни).

А самый ожидаемой премьерой кинофестиваля был фильм «Одна секунда» зачинателя китайской «новой волны», неоднократного лауреата Берлинале Чжана Имоу. Но в последний момент фильм был снят с показа, как сказано в пресс-релизе, по техническим причинам. Что вызвало вздох разочарования. Но даже этот сбой не изменил тренда: китайский кинематограф «рулил» на Берлинале. Массированное представительство Поднебесной было заметно повсюду: и в пресс-центре, и на кинорынке. А в параллельных секциях (мультипликация, документальное кино, арт-хаус) у китайцев было подавляющее численное преимущество. Похоже, китайцы устремились к вершинам мирового кинорынка.

И еще одна тенденция обозначилась на берлинском кинофоруме: заметно увеличилось число женщин в кинопроизводстве. В фестивальной брошюре скрупулезно подсчитано, сколько женщин участвовало в создании фильмов Берлинале десять лет назад и сколько сейчас. Так вот, в этом году из 17 лент Берлинале 8 сняли женщины. А теперь дамы от киноиндустрии ставят вопрос ребром: даещь полное равноправие, 50 на 50!

Разумеется, никто не против женщин в кино, главное, чтобы «женское» кино было соответствующего уровня, как например, македонский конкурсный фильм «Бог существует, его имя Петруния». Главная героиня (33 года, откровенно толстая, историк по образованию, спец по китайской культурной революции, ни семьи, ни работы) вдруг получила шанс круто изменить свою судьбу с помощью креста, приносящего счастье...

А дальше сюжет начинает раскручиваться с невероятной скоростью.

Начинавшийся как легкая комедия, фильм вдруг перерастает в серьезный разговор, где рамки традиции, а где - дискриминации жензины, заложенной в давние времена... На Берлинале давно не слышали столь долгих зрительских оваций. Не менее тепло приняли «Петрунию» и критики. Правда, в этом случае мнение их и зрителей разошлись с мнением жюри, «Петруния» осталась без наград.

Минувший Берлинале был последним для Дитера Косслика, который 18 лет бессменно возглавлял этот кинофорум. Дирекция кинофестиваля отказалась продлить с ним контракт. Причина веская: Берлинале под руководством Косслика стал все больше уступать Каннскому и Венецианскому фестивалям. Ориентируясь на так называемое социальное, прогрессивное кино, берлинский кинофестиваль теряет популярность у крупных голливудских кинокомпаний. Его все чаще игнорируют звезды первой величины. А значит, к рулю Берлинале должны встать другие люди.

В следующем году у Берлинале юбилей – 70 лет. Будем надеяться, новое руководство, отныне состоящее из двух директоров, Мариэтты Риззенбек и Карло Шатриана (и здесь учтено гендерное равенство) подготовит яркую конкурсную программу и привлечет звезд первой величины.