Стрелять нечем: что случилось с ракетами для китайских комплексов С-400

Инцидент в Ла-Манше стал неприятным ЧП для китайского контракта, но в целом никак не повлиял на популярность российского ЗРК у зарубежных покупателей 

Российские специалисты были вынуждены уничтожить зенитные ракеты комплексов С-400 «Триумф», которые предназначались для Китая. Об этом в понедельник, 18 февраля рассказал глава «Ростеха» Сергей Чемезов, принимающий участие в военной выставке IDEX в Абу-Даби.

«Должны были уже все поставить. К сожалению, произошла авария. Судно, которое везло эти ракеты, попало в шторм. И были вынуждены все эти ракеты уничтожить», – пояснил Чемезов.

Шторм против «Триумфа»

Китай стал первым иностранным заказчиком, купившим у России ЗРК «Триумф». О подписании контракта стало известно в апреле 2015 года, однако фактически исполнять заказ российская сторона начала в 2017 году.

Договор о продаже комплексов с российской стороны подписывал «Рособоронэкспорт». Руководство госкомпании подписало соглашение с холдингом «Алмаз-Антей» на производство «Триумфов», тот в свою очередь поручил эту задачу заводу «Факел», а уже это предприятие подписало соглашение с московским машиностроительным заводом «Авангард», который и изготовил ракеты. «В договорах с заводом-изготовителем было записано дополнительное требование, что упаковка должна соответствовать требованиям стандарта, обеспечивающего возможность перевозки всеми видами транспорта», – рассказал обозревателям РБК источник в военно-промышленной отрасли.

Судя по косвенным данным, перевозить ценный груз было решено на судне «Никифор Бегичев», принадлежащем зарегистрированному в Мурманске судовладельцу. В декабре 2017 года корабль отправился в путь из порта Усть-Луга в Ленинградской области. Однако при прохождении пролива Ла-Манш судно попало в сильный шторм.

По данным портала Wind Alert, готовящего погодные сводки для моряков, 27 декабря высота волн в проливе достигала 4 метров. По какой-то причине ракетный груз не пережил удара стихии. Федеральная служба по военно-техническому контролю сообщала, что из-за шторма было повреждено некое вспомогательное оборудование. Однако в свете сегодняшнего заявления Чемезова некоторые из обозревателей сделали вывод, что из-за качки были деформированы в том числе и ракеты.

По другой версии, боеприпасы были надежно зафиксированы на своих местах, однако их залило морской водой. Так или иначе, капитан корабля принял решение возвращаться в порт отправления. 11 января 2018 года «Никифор Бегичев» вернулся в Усть-Лугу.

Источники в оборонной отрасли отмечали, что в результате шторма могли быть повреждены не только ракеты, но и другое ценное оборудование. На корабле вместе с ними перевозилась радиолокационная станция и большое количество запасных частей: плат, электронных блоков и ячеек. По данным одного из информаторов, общая стоимость груза составляла около 1,3 миллиарда рублей. Однако уточнить точную сумму ущерба и состав поврежденного груза официальные лица уточнять отказались, отметив, что эти данные составляют коммерческую тайну.

Что дальше?

Источники, непосредственно знакомые с ситуацией, сообщали, что груз был застрахован, поэтому финансовые потери оборонных предприятий не являются катастрофическими. Однако российские предприятия должны будут изготовить новую партию боеприпасов взамен уничтоженных. При этом в исполнении контракта возникла заминка, из-за которой китайские военные не могут поставить на боевое дежурство часть купленных ранее дивизионов.

Для урегулирования ситуации в Китай была направлена группа переговорщиков. Информация об их поездке не публиковалась в открытых источниках, однако судя по тому, что глава «Ростеха» решил придать ситуацию огласке, стороны нашли общий язык.

В общем и целом, инцидент замедлил выполнение одного из самых крупных оборонных контрактов России последних лет, однако не нанес ущерба репутации российского оружия. В настоящее время С-400 купили всего несколько стран. Первым заказчиком стал Китай, его примеру в 2017 году последовала Турция, а в октябре 2018 года было подписано соглашение о продаже пяти полковых комплектов ЗРК Индии. При этом военные эксперты полагают, что комплекс ждет большое будущее: по неофициальным данным, интерес к покупке С-400 проявили уже 13 стран.