26 сентября 2016г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.86   € 71.59
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УСТАЛОСТЬ ОТ БЕЗДУХОВНОСТИ

Королев Александр
Опубликовано 01:01 18 Марта 2000г.
В преддверии президентских выборов многие политические деятели говорят о своем стремлении возродить Россию, ее государственную мощь, восстановить в значительной степени порушенную экономику. Такие намерения сами по себе вызывают понимание и уважение. Но преодоление затяжного кризиса зависит не только от более или менее успешного разрешения экономических проблем, не только от проведения тех или иных политических преобразований и кадровых перестановок. Пора по-настоящему осознать, что в основе многих нынешних нестроений лежит духовный кризис общества. О роли Русской православной церкви в его преодолении сегодня говорит председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ.

- Правомерно говорить и о кризисе человеческой личности. Ведь из сердца человеческого исходят злые помыслы (Мф. 15.19), которые и препятствуют осуществлению многих благих пожеланий, направленных на улучшение общественной жизни, - подчеркнул владыка Кирилл в начале беседы. - Евангелие Христово способно удовлетворить духовные потребности людей и помочь в определении верных жизненных ориентиров. Много подтверждений тому мы найдем, если обратимся к нашему историческому опыту. Едва ли кто возьмется теперь отрицать особую историческую роль христианских ценностей в формировании самосознания российского народа и его великой культуры, в становлении российской государственности.
Основным провозвестником этих ценностей на протяжении более чем 1000 лет была в нашей стране Православная церковь. Подчеркивая ее решающую роль в формировании духовно-культурной традиции нашего народа, мы никоим образом не призываем к реставрации той модели церковно-государственных отношений, которая существовала в дореволюционный период российской истории. Ведь и тогда все лучшие люди Церкви, наиболее видные ее иерархи были далеки от того, чтобы идеализировать существующее положение, при котором Церковь, несмотря на свое уникальное значение в формировании духовных основ жизни народа, воспринималась многими как часть государственного аппарата, как Ведомство Православного исповедания.
- Однако и в наши дни, когда Церковь все более активно выступает с инициативами, направленными на преодоление кризисного положения в стране, по ее адресу не смолкают упреки: мол, она "политизируется", пытается "доминировать", даже "диктовать"...
- Русская православная церковь, как и другие религиозные объединения нашей страны, ныне отделена от государства. Она не играет и ни в коей мере не стремится играть роль какого-то "министерства идеологии". Ведь принять такую роль - означало бы пожертвовать свободой Церкви, которая нам, поверьте, крайне дорога. Однако Церковь не может быть отделена от общества, и она не вправе дистанцироваться от волнующих народ проблем, включая политические. Христианская вера проявляется не только в сфере внутренней, духовной жизни индивидуума; если это подлинная и живая вера, она пронизывает собой и профессиональную, и общественную деятельность члена Церкви, сообщая христианскую мотивацию всем его поступкам.
Не пытаясь выдавать желаемое за достигнутое, должен признать, что еще очень многое предстоит сделать, дабы народ наш научился руководствоваться евангельскими началами в различных областях своей повседневной жизни и работы, дабы верующие возрастали "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4.13), а Церковь чрез них все более являла бы себя как "соль земли" и "свет мира" (Мф. 5. 13-14), способствуя духовному просвещению и христианизации общества. Вместе с тем уже сейчас общественное влияние Русской православной церкви весьма заметно, что явствует хотя бы из социологических опросов, согласно которым большинство населения страны доверяет в наибольшей мере именно ей.
- Приближаются президентские выборы, от результата которых во многом зависит дальнейшее развитие России. От избирателей не ускользает, что некоторые претенденты на высший государственный пост были бы не прочь иметь своей "союзницей" Церковь. А будет ли она сама заявлять о своих предпочтениях?
- Внимание современных политиков к Церкви вполне понятно: они не могут не прислушиваться к общественному мнению, игнорировать духовный и нравственный авторитет Церкви, объединяющей миллионы верующих в России, других странах СНГ и Балтии. Такое отношение, на мой взгляд, следует приветствовать. Вместе с тем совсем иной оценки заслуживают попытки использовать Церковь как инструмент политической борьбы и предвыборной агитации. По мере приближения президентских выборов мы чувствуем, как в центре и в особенности на местах усиливается давление с целью склонить Церковь к политической вовлеченности. Наша позиция остается совершенно ясной и недвусмысленной: Русская православная церковь не оказывает политической поддержки никакой партии, никакому конкретному лицу, претендующему на президентский пост. Она не участвует в политической борьбе.
В то же время мы не видим препятствий к взаимодействию с самыми различными политическими и общественными силами, к соработничеству с любыми людьми - инаковерующими, неверующими, - которые готовы к честному и доброжелательному диалогу с нами. Но это должно быть сотрудничество в конкретных делах, направленных ко благу народа, а не рекламная поддержка чьих бы то ни было частных интересов.
Убежден, что нормой церковно-государственных отношений должно стать активное партнерство на благо общества. В настоящее время взаимоотношения у Церкви с властью как на федеральном, так и на местном уровне, складываются в целом успешно. Эти взаимоотношения можно охарактеризовать как партнерство, осуществляемое в целом ряде сфер общественной жизни: это и социальное служение, и совместный поиск путей укрепления нравственного здоровья общества, и воспитание юношества, и возрождение отечественной культуры, и многое, многое другое.
- Итак, Русская православная церковь приемлет отделение Церкви от государства, но выступает против отделения веры от жизни, а Церкви от общества. Что это означает в политическом плане?
- Такая позиция в политическом плане означает необходимость диалога и взаимодействия Церкви и власти в интересах народа. Такой подход был, в частности, сформулирован на Архиерейских Соборах 1994-го и 1997 годов. Первый из них заявил о "непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин, каких-либо конкретных общественных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти". Для нас главное, чтобы государство, каким бы оно ни было по названию и строю, не наполнялось беззаконием и безнравственностью, хаосом или диктатурой. Собор 1997 года подтвердил эту линию, одновременно подчеркнув, что он приветствует "диалог и контакты Церкви с политическими организациями в случае, если подобные контакты не носят характера политической поддержки".
- Но ведь каждый человек, в том числе и священнослужитель, может иметь свои политические убеждения, а также симпатизировать тем или иным политическим партиям...
- Жизнь все больше убеждает нас в справедливости и своевременности решения Архиерейского Собора 1997 года, который посчитал недопустимым вовлеченность священнослужителей в какую-либо предвыборную политическую агитацию, членство их в политических объединениях, уставы которых предусматривают участие в выборах любых уровней. Ведь пастырь должен, по слову апостола Павла, для всех сделаться всем (1 Кор. 9. 22), а это крайне трудно совместить с партийной принадлежностью, которая обозначает отождествление лишь с одной группой людей и с ее определенными интересами. Что же касается отношения нашей Церкви к политической деятельности мирян, то оно достаточно конкретно выражено в определении Архиерейского Собора 1994 года и дополнено определениями Собора 1997 года, где, в частности, говорится, что для православных мирян допустимо членство в политических организациях, равно как и создание ими таких организаций, "в случае, если последние не имеют в своем составе священнослужителей и ведут ответственные консультации с церковным Священноначалием".
- Владыка, какую из стоящих перед Церковью задач вы бы сегодня назвали приоритетной, заглавной?
- Особую ответственность, по нашему убеждению, Церковь в нынешнее кризисное для страны время несет за сохранение мира и согласия в обществе, раздираемом на части в результате борьбы партийных и личных интересов. Сплочению общественных сил зачастую мешают не столько различия во взглядах, сколько личные амбиции и интересы отдельных политических деятелей и так называемых "групп влияния". К сожалению, стремление любой ценой к власти, столь свойственное нашим политикам, все чаще подталкивает их к нравственно сомнительным действиям, к крайней степени вражды и ожесточения, что отнюдь не способствует благу народа. В этой трудной ситуации нам вверено Господом прежде всего заступничество за слабых и обездоленных, ибо именно с ними, как мы знаем из Евангелия (Мф. 25. 31-46), особо пребывает Господь. Священноначалие Русской православной церкви и далее будет делать все возможное, чтобы постоянно напоминать власть имущим, а также всем влиятельным в обществе людям о тяжелой участи народа, большая часть которого отброшена далеко за черту бедности.
Примирение и единение ради созидания достойного будущего страны, ее духовного и материального благоденствия - вот что, на мой взгляд, должно сегодня стать императивом для всех ответственных государственных мужей и общественных деятелей. Именно к этому призывает их Церковь.


Loading...

Дело о миллиардах полковника Захарченко вышло на международный уровень: к расследованию подключилась ФРС США.