02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПУШКИН НЕ ПРОЩАЕТ НАХАЛОВ

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 18 Марта 2000г.
Когда позвонили из Пскова и пригласили приехать на седьмой Пушкинский театральный фестиваль, я, честно говоря, удивилась. Как-то не верилось, что буквально через несколько месяцев после празднования 200-летия Пушкина в Москве провинциальный Псков будет принимать у себя театры со всей России и ближнего зарубежья, обрекая себя на большие затраты.

Спрашивается, так ли уж нужен был этот фестиваль в Пскове, когда театры еще не успели поставить ничего новенького, "отстрелявшись" по полной программе в юбилейный год великого поэта? Скажем так: если обращаться к творчеству Александра Сергеевича от одного юбилея к другому, то эта театральная акция покажется лишней, ну а если все-таки Пушкин - "наше все", тут и ежегодных фестивалей в городе будет мало. Проблема заключается в том, кто и как на самом деле относится к наследию поэта. Способны ли сейчас служители Мельпомены по-новому осваивать, впитывать пушкинскую гармонию в себя и передавать ее зрителям? Ведь на их творчество тоже давит груз проблем сегодняшнего дня... Недаром Вильям Шекспир (столь любимый Пушкиным) писал, что театр-это зеркало, в котором отражаются природа и общество. А если общество больное, то симптомы болезни мы увидим в сценическом отражении. Думаю, не случайно Анатолий Васильев из театра "Школа драматического искусства", представляя публике отрывки из "Моцарта и Сальери", делает героем Сальери, а Моцарта - его жертвой, так как истинный талант сегодня не может защитить себя. Моцарт видит, как Сальери бросает яд в его бокал с вином, но при этом даже пальцем не пошевелит, чтобы предотвратить убийство...
Конечно, "гений и злодейство - две вещи несовместные", и тут театры могут сколько угодно предполагать и придумывать разные версии по поводу, например, виновности Бориса Годунова в убийстве законного наследника престола, но вот выводить на сцену законченного, "безвариантного" убийцу - это, извините, совсем не в духе Пушкина. Когда в спектакле Александринки появляется бритоголовый, с накачанными бицепсами царь Борис, больше напоминающий уголовника, чем страдающего венценосца, становится как-то неловко и за опытного режиссера Арсения Сагальчика, и за театр. Подобное заигрывание с современностью не украшает академический коллектив, как и не украшает Качаловский драматический из Казани преднамеренное упрощение трагической темы "Пиковой дамы". Ну, скажем, что можно подумать о постоянно танцующем красавце Германне, предлагающем себя в любовники старой графине, лишь бы узнать тайну трех карт? Только одно: альфонс - он и есть альфонс. А ведь у Пушкина это сложная личность, снедаемая внутренними противоречиями и тайными страстями, доводящими Германна до безумия. Не могу удержаться и не вспомнить о другой "Пиковой даме" - у Петра Фоменко в Вахтанговском театре. Вот уж где поэзия и богатство чувств, игра судьбы и рока сливались воедино на фоне мистического Петербурга, рождая у публики потрясение.
Как-то на одном из первых псковских фестивалей Петр Наумович сказал, что между практиками театра и теоретиками пролегла бездна и ее никогда никому не преодолеть. Думаю, он бы изменил это мнение, услышав, как литературовед Валентин Непомнящий читает главы из "Евгения Онегина", собирая в Нижнем Новгороде такие огромные аудитории слушателей, что любая звезда может позавидовать. А вот в Москве о его литературных вечерах почти никто не знает. "Почему вы не выступаете на телевидении?" - спросила я Непомнящего. "Спонсоров на Пушкина найти очень трудно", - горько пошутил в ответ известный ученый.
Зато Министерство культуры в юбилейный год Пушкина щедро оплачивало сценические версии (например, драматурга Николая Коляды) по мотивам жизни и судьбы поэта, где все строилось на досужих вымыслах и кривотолках. Оказывается, Пушкин ненавидел Николая I только потому, что тот якобы домогался его жены, а родная сестра Натали вышла замуж за Дантеса, чтобы разорвать тайную связь с ветреником Алексашкой... Вот вам и Пушкин! Вот вам и сукин сын!
Хотя Александр Блок говорил, что искусство всегда связано с нравственностью, это нисколько не смутило режиссера Александра Петрова в мюзикле "Барышня-крестьянка". Бедный Александр Сергеевич даже не представлял, что его очаровательную повесть можно переделать в музыкальный фарс, в котором будут махать дубинками русские Монтекки и Капулетти, а гувернантка мисс Жаксон окажется переодетым мужчиной, что вовсе не помешает "ей"-ему соблазнять всех помещиков подряд. Оно, конечно, смешно, но при чем здесь Пушкин?
А если уж так интересует личная жизнь поэта, то, может, не стоит собирать всякие анекдоты и сплетни, а достаточно внимательнее перечитать его письма и письма к нему Анны Петровны Керн, Александры Андреевны Фукс - жены известного ученого, знаменитой актрисы Александры Михайловны Каратыгиной... А потом, собрав все это вместе, поставить спектакль. Что и сделал Геннадий Тростянецкий в Петербургском пушкинском центре, назвав свое сочинение "О вы, которые любили..." Имея в виду не только пятерых женщин, при жизни боготворивших поэта, но и исполнительниц: Зинаиду Шарко, Ольгу Антонову, Киру Петрову, Нину Ольхину и Татьяну Тарасову - замечательных актрис старшего поколения, для которых Пушкин - действительно ВСЕ.
Давно я не видела такого тонкого и интеллигентного спектакля, в котором культура чувств соединялась бы с иронией по отношению к себе и своим героиням, мечтавших, каждая по-своему, "приручить" великого писателя. Ничто в этом камерном спектакле не резало глаз, а Зинаида Шарко в китчевом одеянии цыганки вызывала только понимающую улыбку у зрителей, потому что сколько бы лет ни было женщине, она всегда хочет выглядеть молодой. В этом спектакле не было экзальтированного восторга перед великими женщинами пушкинской поры, как и не было очень модной нынче пародии на них - в нем все дышало любовью, любовью к Пушкину и русскому слову.
Один раз в году в Псков приезжают театры со всей России, чтобы поклониться дорогим сердцу Пушкина местам, а заодно и себя показать. Не каждый коллектив здесь обретает популярность, многие так и уезжают, не поняв, почему строгий город не принял их, ведь они так хотели развлечь, развеселить публику при помощи Пушкина. Как мне кажется, это происходит потому, что Александр Сергеевич, будучи веселым человеком, в то же время не любил нахалов и всегда указывал им на дверь, а то и вызывал на дуэль. Как говорят, "не буди лихо, пока оно тихо". Поэтому всем, кто собирается в будущем году приехать в Псков, советую вначале хорошенько подумать, стоит ли "бороться" с пушкинским текстом или все-таки придерживаться главного правила, завещанного поэтом: "Истина страстей и правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах"... А то можно так и уехать, несолоно хлебавши.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников