ТЕХАССКИЙ АКЦЕНТ

Почему Испания, которая традиционно в международных делах солидаризируется с большинством европейских стран, по проблеме иракского кризиса вдруг пошла на беспрецедентное сближение с Вашингтоном? Какова цена этой ставки, сделанной председателем правительства Испании Хосе Мария Аснаром вопреки желанию большинства испанцев?

Вся риторика испанского премьера вокруг иракского кризиса мало чем отличается от той, что звучит в эти дни в Вашингтоне и Лондоне. Неужели и впрямь Испания так напугана угрозой того, как утверждает американская администрация, что Ирак вдруг решит нанести "бактериологический" удар по этой стране? Сблизившись с Вашингтоном и Лондоном, Мадрид чуть ли не демонстративно отдалился от Берлина и Парижа. При этом одним из основных тезисов испанского премьера, объясняющего необходимость установления тесных трансатлантических связей, - это помощь со стороны США Испании в борьбе с терроризмом. Это малоубедительный аргумент, считают большинство испанских экспертов. Достаточно вспомнить, что в последнее время на территории Франции было арестовано больше боевиков баскской террористической организации ЭТА, чем в самой Испании. Именно благодаря успешному сотрудничеству антитеррористических служб Испании и Франции баскский терроризм напоминает о себе в последнее время лишь спорадическими акциями.
Крутой вираж испанского премьера во внешней политике стал поэтому неожиданным для местных обозревателей, и они до сих пор не пришли к единому мнению, почему же это произошло. Они выдвигают несколько версий, и все они заслуживают внимания. Одна из них - испанский премьер считает, что настал момент повысить роль Испании в международной политике. Не так давно, выступая перед членами руководящего совета Народной партии, Хосе Мария Аснар, в частности, заявил, что "не хочет видеть Испанию, сидящей в уголке вместе со странами, с которыми никто не считается". В последние недели испанский премьер активно призывает своих министров "отделаться от страха перед большой сценой". Обозреватели считают, что под "большой сценой" Аснар имеет в виду "большую восьмерку". Он, вероятно, полагает, что активное участие Испании на стороне США в разрешении иракского кризиса - это уникальный шанс заручиться поддержкой Вашингтона в стремлении Испании войти в круг "избранных" государств.
Другая версия - США пообещали что-то значительное Испании за поддержку в иракском кризисе. Однако, отмечают обозреватели, если США и пообещали что-то правительству Аснара, то не стоит забывать о том, что Турция до сих пор не получила от Вашингтона экономической помощи, обещанной за поддержку "Бури в пустыне".
Проведенный в Испании опрос общественного мнения показал, что 94 процента испанцев выступают против войны в Ираке. 70 процентов респондентов высказались за продолжение работы в Ираке международных инспекторов. Такой же процент жителей заявили, что им ближе позиция Франции и Германии в иракском кризисе, чем позиция испанского правительства.
"Мир и безопасность любой страны или региона могут быть обеспечены исключительно на основе диалога и разоружения, а не путем постоянных военных угроз", - так заявили в своем манифесте ректоры 40 крупнейших испанских университетов. Против позиции правительства Аснара по Ираку выступили более полутора тысяч испанских кинематографистов. Мирные инициативы научной и интеллектуальной элиты страны нашли широкую поддержку среди рядовых испанцев. Массовые шествия против войны не стихают в Испании. На сегодняшний день в них приняли участие миллионы человек. Но испанский премьер открыто игнорирует общественное мнение и упорно удерживает курс на альянс с Вашингтоном любой ценой. Не станет ли этот курс губительным для страны - покажет ближайшее будущее.