"МАНОН" БАЛЬЗАКОВСКОГО ВОЗРАСТА

Гастроли Мариинского балета в Москве прошли в рамках Национального фестиваля "Золотая маска". Между тем национальной хореографии в программе как раз и не было. Формально исключение составляет лишь "Средний дуэт" Алексея Ратманского. Однако он погоды не делает. Давно и прочно обосновавшись в Дании, балетмейстер (сознает он это или нет) является, скорее, послом мировой хореографии в России, нежели отечественной - за рубежом.

Столица "Золотой маски-2003" Петербург на сей раз "отстегнул" Москве премьеру трехлетней давности: "Манон" в хореографии Кеннета МакМиллана и пару премьер пятилетней выдержки - "Кармен" и "Юноша и Смерть", от которых публично отрекся недовольный качеством "мариинских" постановок Ролан Пети. Увы, истинный возраст не скроешь. На самом деле МакМиллан создал свою "Манон" в 1974-м, а год рождения "Кармен" - 1949-й. Милые дамы - со следами былой красоты. В свое время они покоряли новизной, а нынче... Остались блистательные дуэты, удачные мизансцены, порой спасает ирония. Но в целом недостает динамики, остроты, эмоции тонут в повествовательности. Эстетика драмбалета дцатилетней давности уже вышла из моды, но еще не успела стать антиквариатом, чтобы вновь "подняться в цене".
Но вот парадокс: "уроженец" 1946 года, символ танцевального экзистенциализма балет "Юноша и смерть" не устарел ни на йоту. Правда, заслуги петербуржцев тут не много. Они как не умели, так и не умеют проникнуть в тайны этого истинного шедевра Кокто и Пети. По-прежнему рвут страсти в клочья и старательно "переживают", превращая притчу в бытовуху.
И все же Мариинка не обманула надежд тех, кто всякий раз с нетерпением ждет гастролей, чтобы снова увидеть северное чудо - петербуржских богинь танца. Кармен Дианы Вишневой - не цыганка, не испанка. Черт в юбке. Воплощенное вожделение. Тело - точно размятый в теплых руках пластилин. Уголь глаз прожигает зал, кажется, насквозь, до надъярусного поднебесья.
Манон Светланы Захаровой - жертва мужских страстей: то домашняя кошечка, то голодная рысь. Она нежна и грациозна, призывна и пленительна. Технически для балерины, похоже, нет ничего невозможного. "Стальной" носок Захаровой - точно стрела Амура: сердцу балетомана не устоять. И московские балетоманы с радостью поддались обаянию исполнительницы, судя по частым аплодисментам в ходе спектакля и долгим овациям в конце. Тут уж и бальзаковский возраст не помешал.