С "ИДИОТОМ", НО БЕЗ ИДИОТИЗМА

На прошедшей неделе была обнародована структура нового, реформированного правительства. Естественно, политологи сразу бросились судить-рядить, насколько эффективна она. И мало кто при этом обратил внимание на такое по-своему знаменательное событие: спустя полвека телевидение снова находится в едином ведомстве, объединяющем культуру и массовые коммуникации.

Теперь оно, как и на заре своего существования в нашей стране, не просто средство информации или гигантская тиражная машина, оно - полноправная часть отечественной культуры.
Вскоре после войны, когда в наших домах стали появляться первые телеприемники с крохотными черно-белыми экранами, был создан Государственный комитет по радио и ТВ. Тогда он входил в состав Министерства культуры СССР. Лишь годы спустя скромное поначалу техническое средство обрело неслыханные масштабы распространения, а вместе с тем и самостоятельность. А потом оно стало отходить от подлинной, высокой культуры. Теперь на его экранах соседствуют "Идиот", фильм, воссоздающий сложный и глубокий мир героев Достоевского, с идиотизмом массово-развлекательной телевизионной продукции.
Об этом соседстве в минувший четверг говорил видный телепродюсер, один из участников "Культурной революции", обсуждавших вызывающе поставленный вопрос: "Наше телевидение - лучшее в мире". Говорил со знанием дела, потому как, по собственному признанию, много смотрит ТВ с целью... украсть чего-нибудь. К сожалению, кража (или, говоря вежливо, откровенное заимствование) давно уже стала нормой жизни нашего ТВ. Можно смело сказать: большинство нынешних телевизионных форматов либо куплено за кордоном, либо уворовано оттуда.
В ходе передачи вспоминали и случаи иного рода: когда давно придуманная у нас, но не оформленная должным образом телевизионная идея шла гулять по свету с тем, чтобы вернуться передачами, купленными за немалые деньги. Так стало, скажем, с памятной зрителям старшего поколения программой "Алло, мы ищем таланты!", обратившейся ныне закордонными "Народным артистом" и "Фабрикой звезд".
В мир телеэфира быстрее, чем в иные формы деятельности, проникли законы рынка. Но, к сожалению, рынка самого примитивного. От того, что крупные государственные телеканалы не имеют у нас стопроцентного бюджетного финансирования, возникает необходимость зарабатывать самим. Так в мир ТВ входит коммерческая реклама, а вместе с нею - и полная зависимость от рейтинга.
Горько было слышать сетования авторов "Спокойной ночи, малыши": из-за отсутствия рекламы эту прекрасную передачу, ставшую обузой для телевизионщиков, футболят с канала на канал, а заодно и сокращают в размере. С прежних двадцати минут она "усохла" до семи: пять из них приходится на мультик и две на общение юных зрителей с ведущей, Хрюшей и Степашей. По закону реклама в детских передачах запрещена. И слава Богу! Но телевизионщики не терпят "безрекламной пустоты".
Представители "лучшего в мире" сошлись во мнении, что главным в эфире является вовсе не талантливый автор и даже не телечиновник, принимающий решения: тот и другой покорно сникают перед маленьким приборчиком, носящим неказистое название ПДУ (пульт дистанционного управления). Перескакивая с его помощью с канала на канал, зритель, сам подчас о том не догадываясь, вершит судьбу и авторов, и иных чиновников. Как писала на прошлой неделе одна популярная столичная газета, "ТВ, как и положено при капитализме, превращается в предмет потребления. Никаких откровений от него уже и не ждут. Чем примитивнее - тем лучше... "
Конечно, подобный телевизионный "пейзаж" вряд ли вдохновит нового министра культуры и массовых коммуникаций. И все же ситуация не столь фатальна, какой она представляется на первый взгляд. Многое будет зависеть не только от "субъективного фактора", но и от национальных традиций. Об этом состоялся любопытный разговор в воскресной "Свободе слова" (НТВ). По горячим следам только что завершившихся президентских выборов политики, политологи, журналисты пытались смоделировать перспективы развития нашей страны. Поборники разных партийных платформ неожиданно сходились в том, что привычные, опробованные в разных странах сценарии могут оказаться бесполезными в России, которая, как всегда, пойдет своим путем. Никто, заметил я, не был разочарован таким прогнозом. Уверенность в своих силах и своем пути способна стать фундаментом для решительных перемен на ТВ, с которых вынужден будет начинать свою работу новый министр. В первых своих интервью он недвусмысленно высказался в пользу того, чтобы телеэкран резко повысил свой интеллектуальный и культурный уровень.
Чтобы в эфире было больше талантливых произведений, подобных "Идиоту", и не было вовсе идиотизма.