ПРИКАЗАЛИ ДОЛГО ЖИТЬ, НО НЕНАДОЛГО
Как ни выпрямляй властную вертикаль, она все время

ПРИКАЗАЛИ ДОЛГО ЖИТЬ, НО НЕНАДОЛГО
Как ни выпрямляй властную вертикаль, она все время норовит наклониться и занять горизонтальное положение. А в такой позе, сами понимаете, какая может быть эффективность! Возвращать ее в первоначальное состояние как раз и призваны административные ре- формы.
Первая такая крупная реорганизация государственного управления на Руси произошла в последние годы царствования Петра I. В допетровские времена в течение нескольких веков складывалась система центральных учреждений, названных приказами. Каких только не наплодилось приказов с их дьяками и подъячими - прародителями современных бюрократов! Временами число приказов подбиралось к шестидесяти. Среди них Посольский и Разбойный, Тайных дел и Челобитный ("Приказ, что на сильных людей челом бьют"). В общем, на любой случай и вкус.
Петр I собрал наконец-то в кулак этот аморфный государственный аппарат и привел канцелярско-бюрократическую ораву к общему знаменателю. В результате вместо расплывчатой приказной появилась жесткая иерархическая система коллегий, число которых достигло 12. Но удивительное дело - приказы вроде бы приказали долго жить, но затем пробились, как трава сквозь асфальт, в виде различных контор и канцелярий.
МИНИСТРЫ И МИНИ-МИНИСТРЫ
Петровской коллежской реформы хватило меньше чем на сто лет. В начале XIX века Александр I, вступив на трон, первым делом решил усилить государственный аппарат. В результате реформы управления вместо коллегий были образованы министерства. В России появились министры, а с ними и новое слово, заимствованное из французского. Министры образовывали кабинет министров.
И опять-таки, как прежде приказы, коллегии никуда не делись: они переподчинялись министерствам, коих поначалу было всего-навсего восемь. Но это только поначалу ...
Можно сказать, вся история российского государственного аппарата - это борьба за качество управления путем сокращения количества субъектов управления. В этой неравной и роковой борьбе количество очень часто торжествовало над качеством.
И вот 200 лет спустя назрела очередная реформа исполнительной власти. Как обычно, началась она сверху и круто. Правительство ополовинено. Из каждых двух министров один лишился должности и права именоваться таковым. Зато возникли новые структуры - федеральные службы и агентства. Их руководителей вполне можно было бы назвать мини-министрами. А новые министерства - суперминистерствами.
Похоже, закон сохранения госаппарата продолжает действовать.
Исторические параллели и перпендикуляры провел