10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАГЛЯНУЛИ В НЕДРА

Владимирова Елена
Опубликовано 01:01 18 Марта 2005г.
Представление законопроекта "О недрах" на заседании кабинета министров шло на редкость гладко, хотя накануне на съезде Союза нефтегазопромышленников он был раскритикован в пух и прах. Однако у министров своя точка зрения - они его одобрили. До 17 апреля решено документ доработать, а затем передать в Думу.

Действующему с 1992 года закону "О недрах" со стороны главы Минприроды Юрия Трутнева досталось крепко - "не дает государству рычагов по контролю за бизнесом", "не снижает риски инвесторов", а главное - не стимулирует финансовые потоки на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которая сокращается год от года.
В новом варианте закона предлагается два принципиально новых момента. Конкурсы на разработку месторождений упраздняются, их станут выставлять на аукционы. В Минприроды считают, что именно аукционы будут абсолютно прозрачными. И второе. Если сейчас компаниям выдаются лицензии на разработку полезных ископаемых, то с принятием нового закона государство начнет заключать с недропользователями договоры, где будут дпрописаны права и обязанности сторон. При этом в новом законопроекте представлен перечень оснований, которые дают право инициировать расторжение таких договоров. К ним, в частности, относятся нарушение сроков введения месторождений в эксплуатацию, невыплата победителем аукциона обязательного разового платежа.
Конечно, к авторам законопроекта были вопросы. Например, вице-премьер Александр Жуков поинтересовался: какие права будут у органов местного самоуправления в недропользовании? Михаил Фрадков настаивал на том, что нельзя откладывать решение вопроса о дифференцировании налога на добычу полезных ископаемых. Прозвучало также предложение отказаться от взимания регулярных платежей за пользование недрами при геологическом изучении месторождений, а применять такой фискальный прием непосредственно при добыче полезных ископаемых.
Но в общем и целом новый законопроект министрами приветствовался. А приглашенным в зал заседаний экспертам слова не дали. Можно предсказать, что основные дискуссии вокруг этого документа развернутся позже - в Думе и Совете Федерации. И скорее всего, там будет жарко.
СЛОВО ЭКСПЕРТАМ
Александр БЕЛЯКОВ, первый зампред Комитета по природным ресурсам Госдумы:
- Я считаю, что в новом законе о недрах нет никакой необходимости. Вполне поддается доработке действующий закон. Зачем же создавать в природопользовании очередную революционную ситуацию? Цикл добычи углеводородов, начиная от разведки, занимает от 25 до 40 лет. Если каждые 10 лет менять законы, то у инвесторов не переведутся страхи по поводу передела собственности.
Нам предлагают упразднить лицензии на добычу полезных ископаемых и ввести гражданско-правовые отношения - заключать договоры между государством и недропользователями. Но жизнь доказала: нужны и лицензия, и договор. А для недропользователя надо просто прописать обязательство возмещать государству упущенные выгоды.
На аукционах вообще принято продавать готовую продукцию, а тут предлагается выставлять на продажу право на добычу нефти, газа. Но при этом никто не будет знать точно, сколько же этих ресурсов можно выкачать из месторождения. Если уж выставлять на аукционы какие-то запасы, то только разведанные и поставленные на учет.
Елена КОРЗУН, глава Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций (Ассонефть):
- Авторы нового законопроекта даже не упоминают малый и средний бизнес, считая его, очевидно, "арифметической погрешностью". Это при том, что у нас была, есть и будет своя ниша. Мы ведь работаем на небольших месторождениях, "нефтяных неудобьях" - там, где имеются трудноизвлекаемые запасы, куда крупные компании идти не хотят. У меня создалось впечатление, что государство видит себя только продавцом недр.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников