Главная Культура 20:20 18 Марта 2017 4852
Взгляд поднимается от выжженной земли к синему небу

В Европе тоже была своя «оттепель», утверждают в Пушкинском музее

Елена Широян
Труд
Скульптура Генри Мура «Падающий воин» (1957) стала одной из эмблем выставки. На заднем плане - панно Ханса Рихтера «Сталинград. Победа на Востоке». Фото Сергея Бирюкова

Россия — это Европа? Пушкинский музей отстаивает право советского искусства на интеграцию в мировой контекст.

ГМИИ им. Пушкина создал выставку редкостной силы. От имен художников кружится голова: здесь французы Анри Матисс, Ив Кляйн и Фернан Леже, британцы Генри Мур, Пол Нэш и Люсьен Фрейд, немцы Отто Дикс, Георг Базелиц и Герхард Рихтер, итальянец Лучо Фонтана, австриец Отто Мюль, поляк Тадеуш Кантор... и это лишь малая часть авторов. В арт-интернационал встроились и наднациональные классики вроде Пабло Пикассо и Марка Шагала, и мастера, казалось бы, стиснутые в рамках сугубо советского контекста, будь то «первая кисть СССР» Александр Дейнека или аутсайдеры Михаил Рогинский и Владимир Яковлев.

«Сталинград. Победа на Востоке», 1943-1946. Фрагмент

Однако выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» знаменательна отнюдь не громкими именами. Главное — это «взгляд на послевоенное искусство и культуру Западной и Восточной Европы как на единый художественный ландшафт, созданный усилиями мастеров разных стран, к каким бы политическим лагерям они ни относились» — так сформулировала свою задачу международная команда кураторов. Москва — конечный пункт в евромаршруте выставки, уже показанной в Брюсселе и Карлсруэ. В немецком Центре искусства и медиа ZKM экспозиция была огромна — 600 экспонатов. Руководитель Центра ZKM Петер Вайбель сократил свое детище и позволил дополнить московскими экспонатами, но сохранил пафос грандиозного замысла. Красноречивы цифры: около 200 работ художников из России и 18-ти стран Западной и Восточной Европы. Произведения всех видов искусств — от традиционных живописи и скульптуры до эпатирующих брутальных объектов и завораживающих световых и кинетических инсталляций — отбирали из лучших коллекций Берлина и Вены, Будапешта и Кракова. Многое дали музей Стеделейк в Амстердаме, парижские Музей Пикассо и Центр Жоржа Помпиду, Тейт Модерн (Лондон), да и Третьяковка. Хотя порой она проигрывает частным собирателям: вплоть до 1990-х советским музеям не дозволялось приобретать произведения «безыдейных» авторов вне доктрины соцреализма.

Эрик Булатов. «Улица», 1966

Ценное новшество кураторского подхода — в отказе от привычного деления искусства послевоенной Европы на западное и восточное, то есть принадлежащее к социалистическому лагерю и «свободному миру». А значит, долой развилку между соцреализмом и всеми прочими течениями — в СССР подзапретными, но тоже весьма активными. Наши зрители уже знают об истинном разнообразии квазисоветского искусства, где в тиши мастерских, в оазисах нонконформизма и андеграунда цвели все цветы, включая абстракцию, кинетизм и концептуализм. Теперь об этом процессе узнали и европейцы — и проект Вайбеля словно продолжает разговор, начатый в Париже на выставке «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950-2000 годов», показавшей наши дары Центру Помпиду. Но если там отечественные достижения оказались в национальном гетто, то московская версия замысла Вайбеля включила творчество россиян в общеевропейский контекст.

Оскар Рабин «13-я улица имени Иисуса Христа», 1967

Масштабный проект заставляет пересмотреть стереотипы восприятия искусства, которое существовало в Советском Союзе и теперь органически входит в историю отечественной культуры, впрочем, еще не написанную как единое целое. Когда в залах ГМИИ Владимир Татлин, Лидия Мастеркова, Олег Васильев, Эрик Булатов или Оскар Рабин вступают в диалог с мировыми звездами уровня Генри Мура, мы понимаем беспочвенность наших комплексов и колоссальную мощь русского авангарда, потенциал которого не иссяк даже за «железным занавесом» в годы сталинского террора.

Два ключевых экспоната — трагическая бронза «Разрушенный город» Осипа Цадкина, которая встречает нас еще на лестнице и служит камертоном первому разделу выставки, пронизанному скорбью о жертвах войны, и — в завершение маршрута — волшебная инсталляция, где в голубом полотнище, трепещущем от потока воздуха, легко угадать образ мирного неба, а значит — надежды, гармонии, радости жизни. На пути зритель испытает весь регистр эмоций, пережитых народами Европы за четверть века, от победы над фашизмом до оплакивания Пражской весны, раздавленной советскими танками. Пока шла холодная война, музы тоже не молчали, откликаясь на всё новые угрозы миру и тревоги Парижа-1968, полного бунтующих студентов, на технический прогресс и претензии «общества потребления». Отголоски были слышны и в СССР, где художники пытались следить за арт-новациями Запада, а нередко и совпадали в изобретениях. Для примера куратор повесил рядом метафизический натюрморт Дмитрия Краснопевцева «Завернутые предметы» и созданный в том же 1963 году объект Христо «Упаковка» — тут реальный тюк из мешковины нарочито помещен в золоченую раму. Подобная синхронность жестов, часто независимых друг от друга, еще не раз нам встретится. Это ли не подтверждение тесных и загадочных взаимосвязей между отдельными явлениями в общем процессе развития искусства, при всем богатстве вариаций превратившем континент в единое арт-пространство.

Люсьен Фрейд «Отражение с двумя детьми (Автопортрет)», 1965

Даже того, что собрано в одном Белом зале, хватило бы для мощного проекта о Второй Мировой войне и ее эхе. Порыв сострадания и боли объединил коллаж Ханса Рихтера «Сталинград. Победа на Востоке», словно пропитанный кровью и порохом, античную по духу композицию Мура «Падший воин», образ выжженной земли от Антони Тапиеса — и скульптуры «Треблинка» и «Инвалид» Вадима Сидура. Трагический накал и степень обобщения нашего скульптора не уступают ни автопортрету Отто Дикса, ни «Заложнику» Жана Фотрие, ни даже «Распятому» Альфреда Хрдлички — торсу из мрамора, стоящему у входа в зал и задающему тон экспрессии и драматизма всему ансамблю экспонатов, звучащему как реквием.

Проведя вас далее, кураторы словно читают краткий курс всевозможных течений модернизма и постмодернизма: как в калейдоскопе, сменяются экспрессионизм и абстракция, сюрреализм и конкретное искусство, акционизм и новые медиа. Многие артефакты надолго притягивают, будь то модель памятника Неизвестному политзаключенному Бернхарда Хайлингера, «Сожженная скрипка» Армана или его же «Хромосомы» — колючая инсталляция из вилок в железной раме.

Гюнтер Юккер «Баррикада», 1968-1969

Искры осознания сопричастности соотечественников к общему контексту пролетают и там, где собраны эстетские объекты в белом или черном цвете, и в шумном, полном мигающих лампочек зале с кинетическими объектами. Жизнь берет свое, Европа оживает после войны... И все-таки вплоть до последнего зала мы мечемся между звонким биением ее пульса и тревожным затуханием, как в «Баррикаде» Гюнтера Юккера, построенной из мешков с песком и огромных, зло нацеленных в зрителя гвоздей. Как ни странно, эхом звучит живопись совсем иного по стилистике Виктора Попкова: шокирующая картина «Он им не завидует» — взгляд из могилы на похоронную процессию и проносящиеся в небе самолеты.

И все-таки лейтмотив гигантской панорамы — преодоление боли. Не отменяя экзистенциального ужаса от травмы войны, искусство дарит надежду. Символом ее выглядит скромный глобус от Ива Кляйна, ровно выкрашенный в традиционно считающийся «международным» синий цвет. Художник умер молодым, но сумел воплотить вековую мечту о культурном единстве Европы.

Комментарии для сайта Cackle

Один из основателей группы рассказал «Труду», как выживать музыке и артистам в эпоху пандемии и политических потрясений

Анна Щербакова
Труд
Фото предоставлено пресс-службой артиста

19 сентября группа «Би-2» впервые после карантина появилась на сцене c единственным концертом «Выйдем из дома». Как выживать музыке и артистам в эпоху пандемии и политических потрясений,...

Культура 00:14 / 02 Октября 2020 6836
Подвиг пропагандиста

Ложась в кровать Алексея Навального, Дмитрий Киселев рисковал жизнью не зря

Сергей Беднов
Труд
Фото: City News Moskva, globallookpress.com

В минувшее воскресенье в «Вестях недели» Дмитрий Киселев рассказал о своем журналистском расследовании... Впрочем, нет, так звучит слишком пресно. Начнем с начала. 27 сентября 2020 года знаменитый телеведущий...

Исполнитель роли Мимино выдвинут кандидатом в парламент от партии бывшего президента страны Михаила Саакашвили 

Популярный советский и грузинский певец и актер Вахтанг Кикабидзе, исполнитель роли Мимино в одноименном фильме, стал одним из кандидатов на выборах депутатов грузинского парламента. Об этом в четверг, 1 октября сообщает «РИА...

100 лет назад родился выдающийся кинохудожник, который познал в своей жизни и громкую славу, и несправедливую хулу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Сергей Бондарчук не играл проходных ролей, не снимал фильмов на потребу дня. Фото: Russian Look, globallookpress.com

Сергей Бондарчук оставил этот мир уже более четверти века назад, в октябре 1994 года. А его присутствие в нашей жизни по-прежнему ощутимо. И не только потому, что в кино активно работают его дети и внуки,...

«Труд» попросил актера рассказать, какие перипетии на этот раз ждут героев сериала «Катран»

Анна Щербакова
Труд
Риналь Мухаметов и Татьяна Лялина в ролях Ивана и Светы. Фото предоставлено Первым каналом

На Первом канале начался показ сериала «Катран» — продолжение популярнейшего цикла детективных историй сериала «Мосгаз» о майоре Черкасове и его помощнице Соне. В нынешнем, уже седьмом сезоне...

Культура 00:22 / 16 Октября 2020 2747
Кино, похожее на сон

Новый фильм Валерия Тодоровского призван проторить в нашем кино новую жанровую тропинку. Удалось ли?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Гипноз» с сайта kinopoisk.ru

Это на Западе у каждого уважающего себя представителя среднего класса есть не только адвокат, но и личный психотерапевт. Для нашего не избалованного такими нежностями населения это все еще неизведанная реальность. Не только наяву, но и на экране...

Культура 00:17 / 25 Сентября 2020 2687
Тарзан и его тарзанки

Оказывается, на фоне угрозы второй волны «ковида» россиян волнуют совсем другие темы. Ну, если судить по тому, что показывает телевизор

Сергей Беднов
Труд
Первый канал перемывает кости Наташе Королевой, ее мужу Сергею Глушко (он же Тарзан) и его любовнице. Фото: Nadezhda Lebedeva/Russian Look, globallookpress.com

У кого что болит, тот о том и говорит. Это мы знаем. По идее, в откликах телезрителей сейчас чаще всего должна бы фигурировать пресловутая «вторая волна». Начальство разного уровня относится к ней...

Кэндзо Такада умер в Париже после заражения COVID-19 на 82 году жизни

Фото: kenzotakada_official

  Основатель бренда Kenzo Кэндзо Такада умер в Париже после заражения коронавирусом. Дизайнер скончался на 82 году жизни, передает AFP заявление представителя модельера. Кэндзо Такада родился в Японии и переехал во Францию в 1965 году.  В...

В прошлом году лидером рейтинга стала Скарлетт Йоханссон, заработавшая на франшизе «Мстителей» 56 миллионов долларов 

София Вергара. Фото: Birdie Thompson, globallookpress.com

Американский журнал Forbes обнародовал рейтинг самых высокооплачиваемых актрис мира 2020 года. Список появился на сайте издания. Первое место в нем заняла американско-колумбийсая актриса и модель София Вергара, звезда сериала Modern Family....

В новой истории, которую собирается представить студия, сказочная героиня станет обувным дизайнером и пойдет работать к мачехе на ТВ 

Обложка книги Джули Мерфи «Если туфелька подойдет». Фото из соцсетей

Disney Publishing, дочернее издательство студии Disney, занимающейся производством кино и мультфильмов, представит образ популярной сказочной героини – Золушки в необычном формате. Как стало известно обозревателям издания The Hollywood...

Олег Осетинский скончался в возрасте 83 лет

Кадр с видеохостинга YouTube @Алексей Михеев

Ушел из жизни известный российский и советский киносценарист Олег Осетинский. Об этом сообщает телеканал РЕН ТВ. Осетинский скончался 27 сентября в возрасте 83 лет. Как сообщила его дочь, пианистка Полина Осетинская, причиной смерти не являлась...

Народный артист России умер в возрасте 74 лет после продолжительной болезни

Фото: Natalya Loginova/Russian Look, globallookpress.com

Ушел из жизни известный оперный певец, народный артист России Вячеслав Войнаровский. Сообщение об этом появилось на его странице в социальной сети Facebook. «Сегодня ночью (в четверг, 24 сентября – TRUD.RU) на 75-м году ушел из...

Знаменитый режиссер намерен полностью держать его производство под своим контролем, для чего привлекает к съемкам продюсеров, работавших над фильмом 

Кадр из фильма «Джентльмены», режиссер Гай Ричи, 2020 г.

Известный британский режиссер Гай Ричи намерен снять телесериал по мотивам своего полнометражного фильма «Джентльмены» (The Gentlemen). Об этом в пятницу, 2 октября сообщает издание Deadline. Журналистам стало известно, что производить...

Изначально картина должна была выйти на экраны в начале 2020 года

Фото: © Nicola Dove, globallookpress.com

Премьера очередного фильма про агента британской разведки Джеймса Бонда «Не время умирать» вновь перенесена, сообщает Variety. Дату премьеры картины из-за эпидемии коронавируса нового типа меняли не менее трех раз. По данным издания,...

Эту награду вручают создателям каналов, на которые подписано 100 тысяч пользователей

Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Официальный канал Государственного академического Большого театра (ГАБТ) на видеохостинге YouTube получил «серебряную кнопку» сервиса. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу театра. «Мы очень рады получить «серебряную кнопку»...

Ранее стало известно, что экс-чиновница Минобороны и фигурантка «дела Оборонсервиса» стала почетным академиком Российской академии художеств 

Евгения Васильева. Фото: globallookpress.com

Василий Церетели, вице-президент Российской академии художеств (РАХ) и сын скандально известного скульптора Зураба Церетели, признался журналистам, что именно он выдвинул бывшую чиновницу Минобороны, обвиненную в многомиллионных хищениях, в...


Новости Lentainform



Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?