Даже злые урки - и те боялись Мурки

Первый канал завершил показ «Мурки». Великолепное название!

Прочтешь его в программе передач, и в голове тут же закрутится: «Здравствуй, моя Мурка, здравствуй, дорогая!» У нас ведь так: далеко не все с ходу могут вспомнить хотя бы строчку из гимна, а из этого блатняка — запросто. И никакой дорогостоящий пиар сериалу не нужен. Зритель и так, без всяких анонсов и трейлеров, легко угадывает: кто его герои, когда и где происходит действие.

Половина показа прошла довольно успешно. Результаты второй еще не известны, но наверняка они будут не хуже. Еще бы! После того-то, как сама Наталья Поклонская вместе с участниками «Прожекторперисхилтона» воспроизвела в эфире сценку из «Места встречи...», наиграв знаменитую мелодию! Но, удивительное дело, сторонники конспирологии тут же заполнили интернет предположением, что этот неожиданный концерт был предпринят не в рамках промокампании продукта «Первого», а по распоряжению кремлевских политтехнологов. Они-де хотели таким образом подправить светлый образ крымской красавицы, слегка померкший после странной истории с мироточащим бюстом. Нет, все-таки мы обладаем поистине загадочной душой, если в наших глазах экс-прокурора можно реабилитировать с помощью любимой песни криминальной Руси!

Однако вернемся к сериалу. Что же в нем есть из того, на что мы были вправе рассчитывать? Действие действительно происходит в криминальной среде начала 20-х годов прошлого века, когда предположительно «Мурка» и была написана. В основу сюжета легла подлинная история сотрудницы московского УГРО, которую внедрили в банду, чтобы вычислить и уничтожить главаря по прозвищу Бриллиант. Звали ее Мария Климова. Тот самый случай, когда слово из песни не выкинешь: «Эх, Мурка, ты мой Муреночек! Мурка, ты мой котеночек! Мурка — Маруся Климова, прости любимого!»

В общем, в Одессу то ли из Ростова, то ли из Москвы приезжает оперативница. Местные правоохранители, в силу сложившихся традиций, описанных еще Бабелем, сами справиться с ворами не могут. Даже если они их ловят, то потом на ночь отпускают из тюрьмы, чтобы утром те поделились добычей. Сериальная Маруся, выдавая себя за соратницу батьки Махно, внедряется в бандитскую среду, вычисляет главаря и... между ними вспыхивает страсть. Но истинная сущность оперативницы не может вечно оставаться тайной. Любовник в шоке: «Слушай, в чем же дело? Что ты не имела? Разве я тебя не одевал? Кольца и браслеты, юбки и жакеты разве я тебе не добывал?» Ну и так далее.

Словом, в том, что касается времени действия и героев, наши ожидания не оказались обманутыми. Ну а как же с местом действия? Мы уже упомянули город, который и в «Мурке» обозначен очень точно, — Одесса. Его название постоянно звучит с телеэкрана. В него на протяжении всех первых серий рвется герой Сергея Гармаша — вор в законе Грек, томящийся в подвалах Лубянки. Практически все действующие лица говорят на уникальном языке, состоящим из смеси русского, украинского и идиша, воспетом в «Одесских рассказах» Бабеля и воспроизведенном на экране в «Закате», «Биндюжнике и Короле», «Ликвидации» и т. д. Но вот ведь беда, Одессы-то в «Мурке» как раз и нет.

С одной стороны, все понятно: не то сейчас время, чтобы всей съемочной группой отправляться в эту «черноморскую жемчужину». А Михаил Пореченков, который играет гэпэушного начальника, задумавшего всю операцию, так и вовсе для Украины персона нон-грата. С другой стороны, столько разных городов мира появлялось в наших фильмах, а зрителям и в голову не приходило, что эти Париж или Ницца были сняты на «Мосфильме». Для «Мурки» тоже соорудили декорации. Но, позвольте, что общего между аляповатым красным зданием, именуемом героями гостиницей «Лондонская», и реальной знаменитой «Лондонской», построенной в стиле раннего итальянского Ренессанса? А все эти маленькие разноцветные домики на пыльных, без единого кустика улицах? Да это техасская провинция времен депрессии, а не город, в реальности утопающий в зелени! Неужели ни один из авторов сериала в жизни не был в Одессе?

Нет, дело здесь в другом. На сюжете, основанном на более-менее правдивой одесской истории, на одесском фольклоре, неподражаемом говоре и юморе, на колоритнейших, почти бабелевских персонажах, вроде бандерши тети Цили в прекрасном исполнении Нины Дворжецкой, на смачных погонялах вроде Оси Шифоньера или Попугайчика, была снята... гангстерская сага. Едва ли не в каждой серии есть сцена, где с десяток человек выясняют отношения, держа друг друга на прицеле. Где герои то и дело палят с двух рук, как какие-нибудь Бонни и Клайд. А отрезанная голова на подносе? Что твой Тарантино! А параллельный монтаж, когда Маруся занимается любовью со своим Бриллиантом и одновременно идет расстрел конкурирующих банд? Это ли не «Крестный отец»?! Впрочем, возникают и другие ассоциации. А именно — с «Интервенцией» Полоки. Гротеска уж больно много...

Ну а по большому счету «Мурка» смотрится очень даже ничего себе. Крепкий, профессионально сработанный проект. Много удачных актерских работ. Хороший музыкальный ряд, представляющий собой вариации на тему заглавной песни. В общем, это явная удача «Первого».