Вся надежда на водку

Поговаривают, что в эфир могут вернуться проморолики с отечественным алкоголем. Возможно, родное ТВ спасет водка

Из телеэфира исчезла реклама крупных зарубежных компаний. Может, следовало бы рукой махнуть. Мол, с глаз долой — из сердца вон. Обойдемся без ваших хваленых пиндосовских котлет и сладкой газировки. А с перхотью будем бороться дегтярным мылом. Но вот телевизионные начальники, похоже, к такому пофигизму не склонны.

Начнем издалека. Психологи отмечают рост обращений граждан с симптомами тревожности. НТВ взял интервью у специалиста, где та дала ряд ценных советов. Почувствовав приближение указанного состояния, следует посвятить себя приятным и полезным делам — «выехать на природу, позаниматься спортом или вокалом, записаться на танцы, связать шаль, поиграть с детьми». И обязательно дистанцироваться от информационного потока. То есть поменьше новостей смотреть. Ага, сейчас! Дама эта в последние недели вообще «Первый» или «Россию 1» включала? Где, кроме потока, ничего и нет? А негатива столько, что даже НТВ с его убийствами каждые пять минут кажется невинной забавой...

Между тем по среднесуточной доле аудитории лидирующие позиции занимают именно что «Россия» и «Первый». Ну а на третьем месте — с существенным отрывом — НТВ (данные компании «Медиаскоп»). Но тут вновь приходится вспомнить первую в эпоху спецоперации телевизионную колонку, в которой «Труд» предположил: если все затянется, то события на Украине станут для зрителя рутиной. И что же? Как когда-то пел Цой, «я знал, что будет плохо, но не знал, что так скоро»... Если в топ-30 самых популярных программ позапрошлой недели лишь две были откровенно развлекательными, то на прошлой — уже треть.

Вообще же наш народ верен линии «партии». Та любую неприятность умеет развернуть в сторону позитива. Западные компании санкции наложили? Нашим зеленый свет будет. Враги хотят арестовать лизинговые самолеты? А мы их — раз! — и своими сделаем.

Зритель в происходящем находит повод позлорадствовать. Яхты у олигархов отбирают, счета замораживают — пустячок, но приятно. Соцсети блокируют? Досадно, но зато все эти блогеры с их безумными заработками нервно закопошились. Вот и Даня Милохин обмолвился, что, наверное, придется пойти на завод. Это, конечно, шутка такая. Нет сомнения, что и он, и Оля, и Настя, и прочие «миллионщики» свою нишу сыщут... Но хоть понервничают.

Теперь о радости по поводу исчезнувших роликов. Одна красноречивая цифра: по итогам девяти месяцев прошлого года объем отечественного рынка телевизионной рекламы составил порядка 133 млрд рублей, и больше половины этой суммы обеспечивали как раз западные бренды, сделавшие нам ручкой. На эти-то деньги и снимались дорогостоящие сериалы и шоу. И что будет теперь? Особенно с развлекательными каналами, не избалованными щедротами госбюджета?

Представители самих вещателей комментарии сводят к обтекаемой формулировке «время покажет». Правда, некоторые с оптимизмом вспоминают, что старт сериальному буму в России дал именно кризис 1998-го, когда на смену мексиканской «Дикой Розе» пришли питерские «Менты». Дешевле стало производить свое, чем покупать хоть и второсортное, но импортное. И все же большинство экспертов сходятся во мнении, что если ситуация кардинально не поменяется, то в своем нынешнем виде родное ТВ продержится максимум до конца года.

Тут и еще одна неприятность. Иностранные правообладатели стали отзывать свою продукцию. Конечно, за последние полтора десятка лет некоторые каналы успешно перешли на контент, создаваемый отечественными студиями. На тех же «Первом» и «России» зарубежных фильмов и сериалов почти не увидишь. Ну разве что какую-нибудь «Красотку» на 8 Марта покажут. Некоторые каналы и вовсе перешли на продукцию собственного производства. Например, ТНТ. Да и платформы набирают обороты именно с российскими сериалами.

Основной удар придется на тематические неэфирные каналы. Поклонники американских боевиков, привыкшие смотреть «Техно-24», уже обратили внимание на исчезновение таковых из программной сетки. Они уступили место познавательным передачам и нашим сериалам в формате НТВ и «Рен ТВ». А другие целевые вещатели? На некоторых из них доля зарубежной продукции составляет не менее 60%. При круглосуточном вещании каждому требуется более 8 тысяч часов контента в год. И что же, теперь им повально на «Татьянин день» или «Морских дьяволов» переходить?

«Большим» все же легче. Пусть из-за низких бюджетов придется отказаться от дорогих исторических проектов. Так ведь и раньше костюмное ретро с масштабными декорациями про царей было в приоритете у госканалов... К слову, «Россия» тут придержала один такой до лучших времен. Будем надеяться, что, когда вместо Скабеевой народу покажут «Елизавету», разочарован он не будет.

Еще одна засада. У нас же и большая часть популярных развлекательных шоу являются адаптациями заграничных аналогов. Что, если и на них наложат запрет? Или тогда мы «Голос» и «Маску», как самолеты, объявим своими?

Под огромным вопросом и спортивное вещание. Ладно, без Английской премьер-лиги, которой нас лишили, как-нибудь обойдемся, как и без прочих лиг. Но вдруг злые дяди из Олимпийского комитета и разных федераций перестанут продавать России права на трансляцию крупнейших мировых событий, смотреть-то что останется? Матчи нашего третьего дивизиона? А если и не перестанут, то покупка нам будет просто не по карману. Раньше-то затраты отбивались все той же рекламой мировых брендов, а теперь?

Поговаривают, что в эфир могут вернуться проморолики с отечественным алкоголем. Хорошо, что водку им запретили отправлять. Пусть она лучше родное ТВ спасает.