08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"РАПСОДИЯ В ТОНАХ БЛЮЗ"

Бирюков Сергей
Статья «"РАПСОДИЯ В ТОНАХ БЛЮЗ"»
из номера 072 за 18 Апреля 2001г.
Опубликовано 01:01 18 Апреля 2001г.

"Уже въезд в Москву стал для меня шоком", - признался на днях столичным журналистам

"Уже въезд в Москву стал для меня шоком", - признался на днях столичным журналистам знаменитейший американский джазмен Чик Кориа. Впрочем, шок этот, как выяснилось, вполне положительного свойства: "У вас стало гораздо лучше". Что имел в виду прославленный пианист, собравшиеся поняли из его рассказа о предыдущем визите. Тогда, в 1982-м, Чик отнюдь не был для советских властей желанным гостем: его пригласили сами американские дипломаты для выступления в резиденции посла. С нашими же поклонниками джаза он смог встретиться только в камерной аудитории Дома композиторов. До сих пор среди отечественных музыкантов ходят легенды о том, как Кориа играл вместе с Родионом Щедриным, на чьих этюдах он, оказывается, в молодости оттачивал фортепианную технику...
Теперь в распоряжении 60-летнего мэтра джаза оказалась святая святых - Большой зал Московской консерватории, выступить в котором музыканта пригласили устроители фестиваля, посвященного 100-летию главной отечественной филармонической эстрады. Свой девиз "Бесценное достояние человека - его свобода" гость начал демонстрировать в действии буквально с первых шагов по сцене. Улыбаясь, вывел к публике своих партнеров по "Новому трио Чика Кориа" - контрабасиста Авишая Коэна и барабанщика Джефферсона Балларда, снял "официальный" пиджак, не стесняясь отнюдь не аполлоновой комплекции, - и зазвучала музыка. Это была отчасти джазовая классика, но в основном композиции с нового диска "Прошедшее. Настоящее. Будущие" (именно так - ведь грядущее в отличие от уже состоявшегося вариативно и потому представляется в виде множества возможностей). Признаюсь, сочетание тонких гармоний, говорящих об уважении к творчеству импрессионистов, с напором ритмов фламенко (которое Кориа тоже очень любит), полетной легкостью импровизаций пианиста и мощного драйва ударных не на шутку увлекло. Правда, испытать подобное во втором отделении, когда "Трио" вместе с Симфоническим оркестром Большого зала под управлением дирижера Юрия Ботнаря исполнило Концерт N1 Чика Кориа для фортепиано с оркестром, автору этих строк не довелось. Все же Чик - не Гершвин, чья знаменитая "Рапсодия в тонах блюз", похоже, надолго закрыла тему симфонической трактовки джазовых мотивов, ибо ничего более яркого в этом роде за 75 лет так и не создано.
Зато публике нынешнего фестиваля повезло в другом: она получила новое и притом весьма весомое доказательство импровизационной природы джазового искусства. Американские гости и их российские партнеры вдруг взяли да "сымпровизировали" второй концерт "Трио", первоначально в программе не значившийся, сделав его к тому же благотворительным: весь сбор (а он должен быть немалым, ведь билеты стоили от трех до шести тысяч рублей) пойдет в фонд зала, который в скором времени предстоит капитально ремонтировать. Правда, тонких ценителей музыки на сей раз по понятным причинам было меньше - если на первом концерте в публике легко узнавались лица Юрия Саульского, Владимира Матецкого, Стаса Намина, Дмитрия Маликова, Алексея Баташова и многих других профессионалов, то теперь партер представлял некую усредненную массу дорогих пиджаков и платьев "от кутюр". И даже из этой публики далеко не все "дожили" до второго часа ночи (концерт, обещанный на десять, начался в 22.40), когда к американцам присоединился наш "звездный" саксофонист Игорь Бутман и наконец начался вожделенный джем-сейшн - импровизационная кульминация всякого истинного джазового вечера. Тут энтузиасты слетели-таки с галерки к сцене, в экстазе внимая 20-минутной фантазии на тему Хоакина Родриго из его широко известного гитарного концерта "Аранхуэс", и этот восторг не могло сдержать уже ничто - ни понятные в столь поздний час погрешности в игре контрабасиста (увы, фальшивоватой, когда он брал в руки смычок), ни перспектива добираться домой на дорогом такси. Увлеченные слушатели подпевали артистам, лихо справляясь со сложной джазовой мелодикой и тем самым вновь демонстрируя, что для настоящей музыки языковой проблемы не существует.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников