ПОШЛИ БЫ ВСЕ В БАНЮ

Баня - не просто место для мытья, для некоторых - это образ жизни... Убедившись, что среди избирателей по-прежнему немало людей, разделяющих такую философию, депутат Московской городской Думы Владимир Васильев задался вопросами: почему же в таком случае в столице так мало бань и город их не строит? А главное, почему баня превратилась в роскошь для тех, кто себя без нее не мыслят? Кто и как может им помочь? Ответы на эти вопросы городские чиновники искали вместе с представителями банного бизнеса, в ходе специально устроенных в Думе слушаний.

Впрочем, о том, что с банями в столице плоховато, писал еще в начале прошлого века Владимир Гиляровский: по его данным, было в Москве всего 66 помывочных заведений. Сейчас осталось 43... Причем многие разрушены, не меньше половины нуждаются в реконструкции. Из Зеленограда, например, в баню ездят в Москву, затрачивая 2-3 часа на дорогу. В 1996 году правительство города попыталось исправить ситуацию, решив построить с десяток новых бань - хотя бы по одной в год. Но грянул дефолт, и выделенных 100 миллионов рублей хватило на строительство лишь двух, да еще парочку реконструировали.
Самое же непонятное, с точки зрения Владимира Васильева, состоит в том, что не улучшила дела даже приватизация, в ходе которой половина бань была передана в частные руки. Большинство новых собственников, взявших их в надежде на доходы, сегодня стоят перед городскими властями с протянутой рукой вместе с коллегами - руководителями муниципальных бань. Что саму власть, в частности исполнительную, в общем-то не удивляет. "Бани были убыточными и при социализме, - объяснял зам. руководителя департамента потребительского рынка и услуг Георгий Сюткин, - когда на их содержание выделялись дотации, а вода и электроэнергия стоили копейки. Не случайно из 60 бань 15-20 всегда стояли на ремонте - так было выгоднее. Нынешние же экономические условия ухудшились во много раз".
Нетрудно догадаться, что новые владельцы, чтобы выжить, поднимают цены. Самый дешевый билет - 80-100 рублей, чаще - много дороже. Под напором шквала звонков ветеранов: "Нас лишили бань!" - мэр Москвы Юрий Лужков 10 июля 1997 года подписал распоряжение, в соответствии с которым инвалиды и участники войны, многодетные семьи и чернобыльцы могли бы мыться, как и положено, каждую неделю бесплатно. Ветеранам же труда, инвалидам и семьям опекунов с несовершеннолетними детьми на воспитании была обещана половинная скидка. Теперь распоряжение превратилось в документ, о существовании которого власти хотели бы раз и навсегда забыть. Только те люди, которых он касается, не дают. Вот и идет скандал - одни стучат кулаком по столу: "Имею я право старые кости погреть в парной?", а другие им отвечают: "У вас дома ванная есть... " Дело в том, что любые льготы кто-то должен оплачивать. В данном случае предполагалось, что расходы возьмут на себя префектуры, а районные управы будут выдавать нуждающимся талоны на помывку. Но денег на это, утверждают на местах, нет.
Впрочем, в самих банях ветеранов чаще всего привечают, предоставляя им льготы за свой счет - каждая в меру возможностей. Например, знаменитые Сандуны дают 50-процентную скидку. Только многие ли и с ней могут посетить эту достопримечательность со 150-летней историей, если половина стоимости самого дешевого билета - 150 рублей? А для того чтобы сходить туда с комфортом, надо выложить 500-600 рублей. Если же и с массажем, стрижечкой у модного парикмахера, да еще, пока сам молодеешь душой и телом в руках спецов, костюм почистить в химчистке, да рубашечку постирать в прачечной - то и все 1500 рублей уйдут. Но, как честно признался директор Сандуновских бань Халид Алиев, немногие москвичи могут позволить себе такое счастье, поэтому все шесть отделений заполнены не больше чем на 20 процентов.
А в Пресненских банях, к примеру, малоимущих моют и бесплатно. Например, за прошлый год вымыли 13 тысяч человек, добровольно отказавшись более чем от 82 тысяч рублей прибыли. "Нам повезло, достались почти самые новые бани в городе, поэтому содержать их намного легче", - не ставит себе это в заслугу директор Николай Бабурин. В отличие от Пресненских, Донские бани в 1996 году были уже в течение десяти месяцев закрыты: нуждались в ремонте. Но, как рассказала их директор Раиса Семичастнова, "коллектив встал насмерть и совсем закрыть не дал". За минувшие шесть лет многое отремонтировали, погасили огромный долг по коммунальным платежам. И, что теперь главная гордость коллектива: "Сегодня у нас самая дешевая баня в столице - всего 50 рублей. А для пенсионеров и вовсе 25. Льготников, перечисленных в распоряжении мэра, моем 4 раза в неделю. Очередь к нам занимают с полвосьмого, хотя открываемся лишь в 9.00..."
Сможет ли баня и дальше так продержаться, оставаясь, по сути, последней надеждой неимущих? В этом коллектив не уверен, так как недавно город резко поднял арендную плату - со 180 рублей до 420 за квадратный метр. Столица, вопреки существующим правилам, не производит отчислений от аренды на амортизационные расходы, за счет которых здания можно было бы ремонтировать и поддерживать в порядке. Следовательно, и эти траты ложатся на работников. "Я считаю, что в городе просто нет хозяина, заинтересованного в использовании имущества, - считает Раиса Семичастнова. - Снимать с нас целиком шкуру нерационально, новая не вырастет, а баня сгниет - вода и пар быстро все рушат".
По мнению участников слушаний, новая программа развития банного хозяйства в столице, над которой сейчас вновь работает исполнительная власть, должна строиться иначе. Основную часть средств правильнее будет направить не на новое строительство, а на реконструкцию уже существующих общегородских бань, если мы не хотим их потерять. Новые же объекты нужно возводить не в центре, а в спальных районах, где их сейчас практически нет, - об этом говорили все присутствовавшие главы районных управ. Причем каждая из таких бань должна состоять из двух отделений: одно - для людей с достатком ниже среднего, второе - коммерческое, для тех, кому по силам заплатить другие деньги и получить целый комплекс услуг.