ТАЙНА "ДВУХ КАПИТАНОВ"

19 апреля 2002 года исполняется 100 лет со дня рождения Вениамина Каверина, автора знаменитого романа "Два капитана". О судьбе людей, ставших прототипами героев романа, рассказывает писатель и путешественник Михаил ЧВАНОВ, который более двадцати лет занимается изучением этой трагической эпопеи.

- Михаил Андреевич, история какой из полярных экспедиций легла в основу романа?
- Думаю, это был собирательный образ. В 1912 году сразу три русские экспедиции ушли в Арктику - геолога Владимира Русанова на шхуне "Геркулес", старшего лейтенанта Георгия Седова - на шхуне "Св. великомученик Фока" и лейтенанта Георгия Брусилова на "Св. Анне". К сожалению, все они закончились трагически.
Об экспедиции Русанова мы практически ничего не знаем - она пропала без вести. А судьбы "Св. Фоки" и "Св. Анны" странным образом переплелись. Потеряв при неудачном походе к полюсу своего командира, "Св. Фока" дрейфовал вдоль безлюдных берегов Земли Франца-Иосифа, как вдруг матросы увидели на острове человека. И несказанно этому обрадовались: "За нами пришел пароход с углем".
Вот как описывает эту невероятную встречу участник седовской экспедиции художник Н.В.Пинегин: "Человек что-то делал у камней. Минуту после того, как мы отдали якорь, неизвестный столкнул на воду каяк, ловко сел в него и поплыл к "Фоке"... Каяк подошел к борту. Сидящий в нем заговорил на чистейшем русском языке: "Я штурман парохода "Св. Анна"... Я пришел с 83-го градуса северной широты. Со мной один человек".
Это был Валериан Альбанов, послуживший прототипом Климова в "Двух капитанах".
- Насколько точно Каверин описал реальные события?
- В 1917 году вышли записки Альбанова об этом беспримерном переходе. Если бы не война и революция, эта книга, несомненно, стала бы бестселлером. Но стране в то время было не до арктических экспедиций. Кстати, не так давно книгу издало одно из солидных издательств в США. Критик написал по этому поводу: "Америка открыла забытый шедевр русской литературы. Забытый везде - в том числе в России".
По большому счету, Альбанов унес тайну "Св. Анны" с собой, погибнув в горниле гражданской войны. Много лет я пытался отыскать следы трагически закончившейся экспедиции, проследить судьбу моего земляка Альбанова. И неожиданно столкнулся с тем, что не только дневник, но и его письма практически "один в один" повторены в "Двух капитанах". Каверин знал тайну?
К этому времени у меня уже вышла в издательстве "Мысль" небольшая книжка "Загадка штурмана Альбанова: первые результаты поиска". Я послал ее Вениамину Александровичу, сопроводив кучей вопросов... Наконец, читаю ответ:
"...Меня поразило ваше мужественное стремление разгадать во что бы то ни стало загадку, перед которой я некогда остановился в полной растерянности. Прошло скоро 40 лет, как я написал "Два капитана". Мы с Н.В.Пинегиным даже не решились взяться за нее, более того, сочли ее безнадежной, потому что думали, что последнее пребывание Альбанова в Красноярске связано с колчаковским движением. Я не согласен с людьми, которые советуют вам бросить ваши изыскания как безнадежные. По моему мнению, их необходимо продолжить... К сожалению, я ничем не могу помочь вам в этом благородном деле. Вы знаете о нем в 10 раз больше, чем я..."
Потом была личная встреча с Кавериным на его даче в Переделкино: "Мне уже за восемьдесят. Но меня по-прежнему волнует все, что связано с этой арктической трагедией. Кстати, я до сих пор не могу понять причин странного и удивительного успеха "Двух капитанов", я никогда не относил их к числу лучших своих книг. Но, как ни странно, мое имя как писателя знают прежде всего по этой книге, иногда меня это даже раздражает...".
Я задал Вениамину Александровичу главный свой вопрос: "Оригинал "Записок" В.И.Альбанова, хранившийся у его сестры в Красноярске, который многое бы мог открыть, таинственно исчез незадолго до ее смерти. Некоторые из ее соседей, знакомых утверждают, что она, предчувствуя свой конец, переслала его вам...". Вениамин Александрович покачал головой: "Нет, я ни разу не писал ей, с ней переписывался профессор Визе. При написании романа я пользовался уже изданными "Записками...".
Долгие годы я по крупицам собирал данные о дальнейшей судьбе Альбанова. По одним сведениям, он погиб в поезде на станции Ачинск при взрыве стоящего на соседних путях поезда с боеприпасами, подорванного красными партизанами. Он же якобы направлялся к адмиралу Колчаку, который сам был известным исследователем Арктики, чтобы сообщить, где и как искать "Св. Анну".
По другим данным, в том же поезде Альбанов умер от тифа. Но одна из знакомых его сестры Варвары Ивановны утверждала, что видела бывшего штурмана в конце тридцатых годов... Несомненно, это был человек величайшего мужества. Решиться уходить одному с еще не терпящего бедствия корабля, дрейфующего чуть ли у самого Северного полюса! Никто в истории освоения Арктики и Антарктики подобных путешествий в одиночку не предпринимал. Мало того, он пошел без карты!
- В каждой романтической истории должна присутствовать женщина. Была она и в романе Каверина. Говорят, и в реальной жизни не обошлось без роковой любви?
- В бесследно исчезнувшей экспедиции Русанова была женщина, юная француженка. А на "Св. Анне" девушка вообще случайно стала членом экипажа.
Ерминия Александровна Жданко, дальняя родственница Брусилова, напросилась в плавание до Кольского полуострова. Но, увидев, что экспедицию ждут тяжелые испытания, решилась на жертвенный шаг, хотя предвидела развязку.
Вот несколько строк из ее прощального письма: "Дорогие, милые мои папочка и мамочка! Если бы вы знали, как мне трудно было решиться на эту долгую и трудную разлуку... Я только верю, что вы меня не осудите за то, что я поступаю так, как мне подсказывает совесть... Страшно подвел лейтенант Андреев. Струсил и доктор, найти другого не было времени, затем в Тронгейме сбежал механик... Между тем, когда об экспедиции знает чуть ли не вся Россия, нельзя допустить, чтобы ничего не вышло. Довольно уж того, что экспедиция Седова, по всему вероятному, кончится печально. Аптечка у нас большая, но медицинской помощи, кроме матроса, который когда-то был ротным фельдшером, - никакой, все это на меня производит такое удручающее впечатление, что я решила сделать, что могу, и вообще, чувствовала, что если я тоже сбегу, как и все, то никогда себе этого не прощу..."
Все три русских арктических экспедиции были обречены прежде всего из-за аномальных природных условий 1912 года, невероятно тяжелой ледовой обстановки. Я не думаю, что Ерминия Жданко стала причиной раздора между капитаном и штурманом, хотя, может, между ними и образовался любовный треугольник. Возможно, полюбив Альбанова, она, будучи судовым врачом, принципиально осталась с больным Брусиловым на обреченном судне.
- Но почему экипаж "Св. Анны" не пожелал спастись, уйдя по льдам вместе с Альбановым?
- Вот в этом-то и была причина раздора. Брусилов, надеясь, что рано или поздно судно выйдет на чистую воду, тянул, был категорически против ледового похода. Альбанов же, как полярный штурман, понимал, что единственное их спасение - как можно скорее уходить с судна, пока сравнительно недалеко Земля Франца-Иосифа. Брусилов был против похода и по той причине, что ему тогда пришлось бы отчитываться перед родственниками, финансировавшими экспедицию, за погибшее судно. Но Альбанов уходил, не бросая товарищей на произвол судьбы, он надеялся вернуться с помощью.
- Я читал, Ерминия Жданко отдала ему пакет и попросила на материке отправить самому дорогому для нее человеку, адрес - на внутреннем конверте. И когда Альбанов, спасшись, вскрыл пакет, оказалось, что письмо адресовано ему...
- Я не могу сказать ничего ни "за", ни "против". Такое могло быть, но доказательств нет. Более того, вообще неизвестна судьба почты, принесенной Альбановым. И была ли она? Это дало повод кое-кому утверждать, что Альбанов сжег судно и, чтобы замести следы, уничтожил почту. Некоторые "исследователи" докатились до того, что утверждали: раз могилу Седова обнаружить не удалось, значит, спутники по дороге к полюсу его съели... Есть такие горе-знатоки, склонные объяснять поведение людей в чрезвычайных обстоятельствах исключительно подлостью.
- Значит, документальных свидетельств судьбы "Св. Анны" сегодня нет? И загадка осталась нераскрытой?
- Действительно, по сей день не обнаружено следов "Св. Анны", хотя Ледовитый океан рано или поздно возвращал все, что он забирал у людей: и "Латам" Амундсена, и остатки "Жаннеты" де Лонга через 3 года, и корабль Мак-Клюра через 57 лет.
Или все-таки Брусилов попытался тоже добраться до суши по дрейфующим льдам? Последнее маловероятно. Во-первых, после ухода Альбанова шхуну все дальше уносило на север. Во-вторых, на это уже трудно было решиться с оставшимися на судне людьми.
Но, допустим, что "Св. Анну" не раздавило льдами, что экипаж не отправился в безрассудный ледовый поход на шлюпках и что им хватило продовольствия до выхода на чистую воду. Большинство исследователей вслед за Альбановым сходится на том, что наиболее вероятная дата освобождения "Св. Анны" изо льдов - лето 1915 года, а место - вблизи северных берегов Гренландии. Куда же могла бесследно исчезнуть шхуна?
Любопытна версия, что "Св. Анна" уничтожена немецкой подлодкой, так как в борьбе с ними союзный флот использовал суда-ловушки, замаскированные и под рыболовецкие шхуны. А вот знаменитый полярный авиаштурман В.И.Аккуратов рассказывал мне, что в 1938 году в одном из проливов Земли Франца-Иосифа видел дрейфующую трехмачтовую шхуну, очень похожую на "Св. Анну"...
Но самые невероятные и в то же время вполне возможные версии возникли в последнее время. Согласно одной из них Ерминия Александровна Брусилова в 20-е годы проживала на юге Франции. По другой - некую Ерминию Жданко встречали в Югославии. А третья гласит, что Жданко-Брусилова в тридцатые годы приезжала в Ригу к родственникам...
Самая последняя ведет на север Германии, и читатели могут познакомиться с ней в моей книге "Крест мой?! Загадка штурмана Альбанова". Я называю в ней и конкретные адреса поиска, который я в свое время по разным причинам, в том числе финансовым, вынужден был прекратить. Но ведь кому-нибудь суждено поставить точку в разгадке этой истории? Буду рад любой помощи. Мой адрес: 450057, Уфа_57, а/я 4871 или http://bashnet/.ru/chvanov