КАКАЯ АРМИЯ НАМ НУЖНА

В связи с начавшимся весенним призывом в обществе снова закипели страсти вокруг вопроса: "Какая армия нам нужна?" Пока идут дискуссии, в Министерстве обороны и Генеральном штабе ответ давно выработали - уже в ближайшей перспективе Российская армия должна стать профессиональной. Правда, переход к новому способу комплектования, а возможно, и полной отмене призыва, будет поэтапным и займет несколько лет. Сколько именно и во что он обойдется казне - пока не знает никто.

24 апреля на заседании правительства России планируется рассмотреть разработанный военным ведомством пакет документов, связанных с переводом Вооруженных сил РФ преимущественно на контрактный способ комплектования. А соответствующая целевая федеральная программа должна быть внесена в кабинет министров до 1 июля нынешнего года. Одновременно правительству будет представлен внушительного объема проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ".
Впрочем, многое уже известно. Первый этап перехода к профессиональной армии намечен на 2004-2007 годы. В эти сроки на контракт намечено перевести части и соединения постоянной готовности, то есть те, которые, по словам министра обороны РФ Сергея Иванова, "должны быть в любой момент готовы к выполнению любой боевой задачи". Общая численность подобных полков и дивизий "первой линии" на сегодня составляет приблизительно 12 процентов от состава Вооруженных сил России.
Надо признать, что стартовые позиции, с которых предстоит начинать новый этап военной реформы, не вдохновляют. Удалось, по мнению Сергея Иванова, лишь остановить продолжавшийся полтора десятка лет непрерывный процесс падения уровня боеготовности наших Вооруженных сил. В прошлом году вроде бы в 1,5 раза выросло количество ротных тактических учений, на четверть больше стало выходов в море боевых кораблей, налет летчиков всех видов ВВС возрос на 11 процентов. Но ведь отсчет-то приходится вести почти от нулевого уровня, поэтому абсолютные цифры выглядят удручающе.
Остро стоит проблема перевооружения. Новые образцы боевой техники в войска поступают буквально единицами, поэтому всех их направляют все в те же части и соединения постоянной готовности. И все равно, сетует Иванов, за минувшие два года они лишь "немного ожили".
В строю 95 тысяч военных, не имеющих жилья, и 40 тысяч нуждающихся в улучшении жилищных условий. И хотя только в нынешнем году жилье получили 29 тысяч защитников Отечества, это, по мнению министра обороны, "мало сказалось на уровне запущенных проблем".
В итоге всех этих бедствий в России нынче как никогда низок престиж воинской службы. Согласитесь, не самый лучший фон для агитации полных сил и здоровья молодых людей посвятить свою жизнь армии. Как переломить ситуацию? Чтобы определить это, полным ходом идет эксперимент по переводу целиком на контрактную основу 76-й воздушно-десантной дивизии, дислоцированной в Пскове. Вопреки победным реляциям Генштаба идет трудно и противоречиво. С 1февраля по 1 мая нынешнего года предполагалось со всей страны направить в дивизию почти 3 тысячи добровольцев. План выполнен едва на треть. Причем условиями контракта удовлетворено менее половины новоиспеченных десантников. У 62 процентов прибывших в Псков ожидания не оправдались из-за низкого денежного содержания, составляющего пока около 4 тысяч на брата. 72 процента разочарованы предоставленными им материально-бытовыми условиями. Удивительно ли, если великовозрастных мужиков - первых наших "профи" из-за отсутствия иных возможностей в 76-й принялись размещать в казармах на двухъярусных койках?
Ясно, что, если и остальные дивизии мы примемся подобным образом переводить в профессиональные, - затея вряд ли состоится. Ключевой вопрос - финансирование. По расчетам Минэкономразвития РФ, лишь первоначальные затраты на одного человека при переводе Вооруженных сил на контрактную основу составляют от 200 до 500 тысяч рублей. Естественным было бы подумать о серьезном увеличении военного бюджета страны уже в 2004 году. И тут прямо-таки обескураживает мнение министра финансов России Алексея Кудрина, считающего ровно наоборот: расходы на оборону надо сокращать. Вчера свое недоумение по этому поводу выразил председатель Госдумы РФ Геннадий Селезнев: "Думаю, депутаты всех фракций с этим не согласятся и приложат немало усилий, чтобы военный бюджет рос".