ПОПАДАНИЕ В "ДЕСЯТКУ"

Расширение ЕС на восток, о необходимости которого красноречиво, напористо и довольно долго говорили поборники единой Европы, -свершилось. У подножия Афинского Акрополя к 15 старожилам добавились 10 новоприбывших в составе Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии.

Факт отрадный, в том числе и для России, давно определившейся в своей официальной позиции - процесс разрастания Евросоюза, в отличие от расширения НАТО на восток, приветствуется. И вовсе не по причине подспудной ностальгии по новому "союзу нерушимому", где нам не нашлось и вряд ли найдется место на тех же юридических основаниях, как в случае с Эстонией. Но заинтересованность российских граждан в успехе интеграционного эксперимента ЕС многопланова.
Первым делом - выгода экономическая. Стоит учесть, что на 25 государств ЕС приходится уже сейчас половина российского товарооборота, а это обеспечивает рабочие места, стабильные доходы и пополнение бюджета. Географическая близость удешевляет транспортные издержки. Скажем, нефть, идущая в западном направлении по трубопроводу, протянутому по дну Балтийского моря, сможет конкурировать с ближневосточной, хотя ее себестоимость ниже.
К тому же в перспективе, пусть и не близкой, для новообращенных стран, таких, как Польша, подтянутых до среднеевропейского уровня в производстве товаров и услуг, станет выгодным вновь ориентировать экспортную продукцию на Россию и СНГ. Попутно мы сможем по приемлемой цене заимствовать освоенные ближайшими соседями передовые технологии, как это делал польский бизнес на основе кооперативных связей с германскими коллегами. И так далее.
Чем дальше, тем больше ближайшие соседи России по континенту будут открывать для себя интерес и пользу от партнерства с Россией, выступающей не только и не столько как источник сырья, в первую очередь углеводородного, а как потребитель их продукции.
Во-вторых, экономика потянет за собой политику. В числе 10 подписантов договора о приеме в члены Европейского союза восемь - бывшие соцстраны и бывшие советские республики. Не убедительна часто высказываемая мысль, что для своего самоутверждения наряду с демонстрацией своей лояльности то США, то ведущим державам Европы эти новобранцы будут и впредь разыгрывать "антироссийскую карту". А значит, с вхождением бывших союзников СССР в новый политико-экономический альянс будет окончательно закреплен новый раздел Европы. Ведущие державы ЕС, скорее всего, будут исходить из выводов доклада французских исследователей, обнаруживших два обязательных условия сохранения Евросоюзом своих позиций в мире и преодоления 15-летнего отставания от США: увеличение списочного состава сообщества для создания емкого внутреннего рынка и подключение России к стратегическим планам развития ЕС.
Если Россия сумеет правильно выстроить свои отношения с каждой отдельно взятой страной, то обретет в лице бывших соратников и партнеров по ОВД и СЭВ своего рода лоббистов, подчас не вольных в своем выборе, продиктованном экономической целесообразностью.
Наконец, третий момент. Хотя на данный исторический момент внутри ЕС появилось в одночасье стойкое проамериканское большинство, в основном за счет бывших соцстран Центральной и Восточной Европы, такой экономический фактор, как единая валюта, будет объективно позиционировать сообщество не в роли филиала Америки, а как самостоятельного игрока в геополитике. Единая Европа сохранит и будет накапливать черты независимого экономического полюса силы. Это уже происходит. "Появление на мировой арене евро привело к снижению конкурентоспособности доллара, а заодно и несколько подорвало саму структурную основу однополярного мира", - утверждает мексиканский обозреватель Хуан Агульо.
Меняющееся соотношение сил между евро и долларом, колебание их привлекательности для коммерческих сделок и накопления стратегических резервов для таких разных стран, как Иран, Венесуэла, Китай или Россия, будет во многом определять новый мировой порядок. Для России выгодно, что Евросоюз по объективным причинам будет сперва противовесом, а впоследствии и душеприказчиком однополярного мира и политэкономической монополии США. Поэтому символическая церемония на фоне Акрополя для нас хорошая новость.