07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

САМАРСКИЙ КРАН ДЛЯ ЭКОНОМИКИ

Петров Александр
Опубликовано 01:01 18 Апреля 2003г.
Экономика страны - это, конечно, не только краны самарского ОАО "Сокол", которые за считанные минуты поднимают грузы на головокружительную высоту. Но эти уникальные машины, способные дать немало очков вперед западным аналогам, могут помочь всей российской промышленности обрести новый созидательный импульс.

Так считают руководители "Сокола". И приводят следующие аргументы.
Во-первых, каждый современный кран рождается трудом десятков предприятий - сталелитейных, металлообрабатывающих, кабельных, химических и так далее. Значит, тысячи людей получают работу.
А во-вторых, без подъемных механизмов эффективная работа промышленности просто невозможна. Вот почему генеральный директор "Сокола" Николай Кузьменко и главный инженер Виктор Павленко считают, что продукция акционерного общества играет во всем отечественном машиностроении важную роль. Но тут, конечно, срабатывает и субъективный фактор. Ведь краны - их любимое дитя.
Я посмотрел и тоже влюбился. Передо мной стояла элегантная машина, у которой ни привычной многометровой стрелы, ни башни. Вот тихонько заработал двигатель, и с боков появились опоры. А затем стала выдвигаться телескопическая стрела. Она может доставить груз на высоту 30 метров. Угол подъема почти 90 градусов. При так называемом главном подъеме стрела берет груз весом до 40 тонн.
Все производственные процессы контролирует электроника. Если крановщик даст неверную команду, компьютеры мгновенно оценят возможные негативные последствия и откажутся ее выполнять.
Чудо-машина может развернуться практически на месте, выполнять работу и в заводском цехе.
Эта и подобные ей машины - итог многолетнего и поучительного пути, который прошел завод за шестьдесят с лишним лет. На самарской земле он появился в начале войны, когда промышленные предприятия эвакуировали из западных регионов страны. До мая 45-го работал на Победу. А потом начал выпускать краны.
- Первым был "Пионер" грузоподъемностью полтонны, - рассказывает главный инженер "Сокола" Виктор Павленко. - С его помощью восстанавливали Киев и Севастополь, Минск и Одессу...
Потом появился кран на базе автомобиля "ЗиЛ-130", затем пошли башенные краны, потом - на пневмоходу. Грузоподъемность уже выросла до 25 тонн.
Конечно, на предприятии знали, что за рубежом подобные машины берут грузы больше, поднимают выше. Поэтому к предложению тогдашнего Минмонтажспецстроя наладить совместный выпуск с одной из японских фирм отнеслись с энтузиазмом, хотя были и сомнения. Скептики предрекали неудачу от подобного партнерства. Дескать, мы им и в подметки не годимся...
Но не зря у нас говорят: не так страшен черт, как его малюют. Закупили дополнительное оборудование, подучились - и наладили вместе с японскими специалистами выпуск автомобильного крана с телескопической стрелой.
Все то, что поставляли японцы для совместного детища, вскоре освоили и российские предприятия. Всего было выпущено 500 таких кранов, которые работают до сих пор от Мурманска до Находки, от Крайнего Севера до самого жаркого юга. Причем из отечественных комплектующих изделий кран стал в два раза дешевле, при этом нисколько не уступая по качеству и надежности японскому аналогу.
С началом перестройки у "Сокола", как и других предприятий, был период неплатежей, сокращения персонала, но ядро коллектива он сумел сохранить. И вскоре начал активно бороться за потребителя.
Предложения самарских производителей кранов были настолько интересными, что пришлось потесниться зарубежным конкурентам. Краны для Министерства путей сообщения "Сокол" предложил устанавливать на шасси самоходных гаубиц, которые подлежали уничтожению. Одна из зарубежных фирм лишилась крупного денежного заказа, зато нашему министерству удалось сэкономить сотни миллионов рублей, да и самарский завод внакладе не остался. До конца 2002 года МПС было отгружено 14 кранов на гусеничном ходу "Сокол-80М" грузоподъемностью 80 тонн. Кроме того, на сегодняшний день реализовано 47 кранов на железнодорожном ходу той же грузоподъемности. Краны серии "Сокол" вытеснили немецкие аналоги, которыми были оснащены все восстановительные поезда в СССР. Причем наши машины значительно превосходили по техническим характеристикам немецкие и при этом были в три раза дешевле.
Одновременно продолжалось производство автокранов различной грузоподъемности. На "Соколе" был разработан "Скат-40" на базе шасси "КамАЗа" с длиной стрелы 38 метров. Он поднимает вес до 40 тонн.
Краном ХХI века называют "СТ-2.40", который собран на предприятии в 2001 году. Компактный, высокоманевренный, надежный и эффективный, он не знает в своем классе равных в Европе.
Вот еще некоторые из его достоинств: способен проходить под арку высотой около трех метров, развивать скорость до 80 километров в час и двигаться... боком. Пятнадцать таких машин уже выпущено, потребители их приобретают охотно, несмотря на высокую цену.
- Именно этот кран был выбран из множества других для проведения реставрационных работ в Кремле, - с гордостью говорит генеральный директор завода Николай Кузьменко. - Он на большой высоте обеспечивал проведение монтажных работ при возведении храма Христа Спасителя в Москве.
Словом, в трудовой биографии самарских кранов немало славных страниц. Но немало и тормозов, которые не дают коллективу развернуться в полную силу. Каждая новая машина пробивается к потребителям потом и нервами. Казалось бы, самая главная сложность должна заключаться в создании уникальной конструкции и техническом воплощении новых идей. Если бы так!
Оказывается, не менее трудно пробиться через препоны согласований и утверждений. Лицензия теперь не нужна, но вместо нее требуется разрешение, без которого тоже не начнешь производство новой модели. Прежде чем получишь разрешение, ноги собьешь. Различными инстанциями утверждается куча документов: технический проект, рабочий проект, проводится техническая экспертиза... За каждую процедуру - плати. На каждую отпущены большие сроки. Причем пока один документ не одобрили, не смей продвигать проект дальше.
Если все это строго соблюдать, самый современный кран может морально устареть, не выходя из заводских ворот.
И все обосновывается трогательной заботой о соблюдении норм техники безопасности. Но у того, кто хоть раз походил по чиновничьим кабинетам, нередко складывается впечатление, что вся наша государственная система технического надзора за выпуском новых типов машин направлена на то, чтобы зарубить это дело на корню.
"Сокол" сейчас входит в систему предприятий "Балтийской строительной компании", которая оказывает коллективу поддержку. Конечно, завод может обойтись и без помощи государства или других инвесторов, но масштабы производства будут ограничены финансовыми возможностями. А с такой продукцией нужно активнее выходить на европейский и мировой рынки. Иначе можем опоздать. Для этого нужно производить не десятки, а сотни современных кранов. И одновременно разрабатывать новые модели, чтобы не уступать первенство конкурентам. Это не только в интересах завода - всей экономики страны. Пока что она в значительной мере зависит от цен на нефть. Но в машиностроении тоже есть серьезный технический и научный потенциал. Это еще раз доказали самарские производители кранов.
В общем, заводу нужны инвесторы или льготные государственные кредиты. С их помощью можно развернуться и в полный голос заявить о себе миру. Все затраты окупятся в короткие сроки. При государственной поддержке отечественного машиностроения можно помечтать о тех днях, когда мир станет интересоваться не только ценами на нефть, но и продукцией из России, среди которой конкурентоспособными будут и самарские краны.
А почему бы и нет?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников