28 апреля 2017г.
МОСКВА 
6...8°C
ПРОБКИ
7
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 56.98   € 62.04
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОДНОЙ РУКОЙ БРАТЬ, ДРУГОЙ - ОТДАВАТЬ

Стародубец Анатолий
Опубликовано 01:01 18 Апреля 2006г.
В центре внимания общественности опять скандальная тема перемещенных ценностей - особо дорогих произведений искусства, которые были утеряны или сменили хозяев в ходе второй мировой войны.

На прошедшей в Минкульте России пресс-конференции зам. руководителя Росохранкультуры Анатолий Вилков показал тома каталогов, куда вошли описания 25 тысяч произведений искусства, утраченных Советским Союзом во время Великой Отечественной войны. Это лишь малая часть культурных ценностей, которые нам так и не удалось вернуть после победного 1945 года. По словам Вилкова, сотни тысяч раритетов, украденных фашистами, до сих пор находятся в частных коллекциях в Европе и Америке. Они не единожды перепродавались, так что нынешние их владельцы считаются "добросовестными приобретателями".
Так, недавно в Прибалтике было обнаружено бюро работы мастера Гамбса стоимостью около 700 тысяч фунтов стерлингов. Некогда оно принадлежало императрице Марии Федоровне и было вывезено фашистами из Гатчинского дворца. Чтобы вернуть эту вещь в Россию, пришлось выплатить ее владельцу 100 тысяч фунтов стерлингов (расходы взял на себя меценат). А вообще за последние пять лет удалось вернуть 51 произведение. И еще в разработке 10 раритетов, обнаруженных на Западе. Процесс возвращения растягивается на годы и требует огромных усилий музейных специалистов, юристов и дипломатов.
По-другому обстоят дела с перемещенными ценностями, которые находят на государственном балансе. "Здесь у нас полное понимание с Германией и другими странами, чьи ценности после войны разбросаны по миру", - заявил Вилков. Тут же были продемонстрированы две вещи, переданные недавно Германией. Это письмо, написанное императрицей Марией Федоровной на французском языке в 1797 году, и небольшая книжка П. Лобысевича "Гимн Великому Императору" 1813 года издания. В годы войны они были изъяты из музея-заповедника "Павловск" и теперь будут туда возвращены. Свежим примером обратной акции может стать передача во Франкфурт-на-Одере 6 витражей церкви Мариенкирхе, обнаруженных недавно в Музее имени Пушкина. Экспертиза установила их принадлежность к основному корпусу из 111 витражей, которые несколько лет назад Россия уже вернула Германии.
Что касается дальнейшей судьбы скандально известной Бременской коллекции - 362 рисунка и 2 картины старинных мастеров (Рембрандт, Дюрер, Делакруа, Рубенс, Ван Гог, Роден...), оцениваемой различными источниками от 23,5 миллиона до 1,5 миллиарда долларов, то министр культуры России Александр Соколов сказал, что "здесь спешки быть не может, поскольку речь идет о коллекции исключительных достоинств". Соколов не исключил возможности устроить выставку Бременской коллекции, если какой-либо из российских музеев согласится приютить ее у себя.Странно, но чуть позже Вилков заявил Интерфаксу, что Бременская коллекция будет возвращена Германии как ввезенная к нам незаконно: "Наша позиция - вернуть. Речь идет о том, на каком уровне: на уровне закона или на каком-либо другом".
КОММЕНТАРИЙ ДЛЯ "ТРУДА"
Савва ЯМЩИКОВ, реставратор, член Межведомственного совета по вопросам культурных ценностей, перемещенных в результате второй мировой войны:
- Бременская коллекция попала к нам законно. Ее незаконно хотел присвоить в 1945 году капитан Балдин. Найдя эти произведения в немецком замке, он обязан был их сдать. Тогда в Германии работали искусствоведы, которые идентифицировали украденный у нас фашистами антиквариат, а также изымали "трофейное искусство" в качестве компенсации наших потерь в войне. Это они спасали картины Дрезденской галереи, заминированные отступающими фашистами в полузатопленных водой шахтах Саксонии. Специальным приказом Сталина все солдаты и офицеры Красной армии обязаны были сдавать ценности, чтобы потом все это попало в музеи Советского Союза. А Балдин присвоил себе Бременскую коллекцию и только в 1949 году, когда это вскрылось, передал ее в дар советскому государству. С тех пор она принадлежит нашей стране законно, как и все остальные трофеи.
Мы уже столько отдали Германии в послевоенные годы, начиная с картин Дрезденской галереи, которые наши реставраторы восстанавливали буквально по сантиметру, а щедрый Хрущев просто взял и подарил "братской ГДР", - и заканчивая витражами Мариенкирхе, которые отдавал уже Михаил Пиотровский. Хватит раздаривать народное достояние! Это никак не согласуется с Гаагской конвенцией, защищающей страны, пострадавшие от военной агрессии. В последние годы Европа предъявляет нам такие претензии, как будто это мы развязали вторую мировую войну. А по поводу того, что Запад нам будет что-то возвращать, я настроен скептически. Так, официальный Берлин заявляет, что отдаст все, но при этом божится: ничего вашего у нас нет. Основные российские сокровища стоимостью в миллиарды долларов вывезены и засекреченными на сто лет осели в хранилищах Америки. Все остальное распылено по частным коллекциям и надежно прикрыто законами. На виду осталось лишь "тройное искусство" в российских музеях. Жаль, что музей Пушкина лишится 6 витражей Мариенкирхе. Но его директор Ирина Антонова здесь ничего не сможет сделать - возврат основной части витражей затевал Эрмитаж. Я боюсь другого. Антоновой уже за 80, и, как только она уйдет с директорского поста, вся эта чиновничья братия тут же сдаст и коллекцию Кеникса, и золото Трои, и многие другие бесценные вещи, на которые настойчиво претендует Европа.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Из достоверных источников "Труду" стало известно, что в Москве тайно ведутся переговоры о передаче Нидерландам коллекции Кеникса - 307 гравюр Ван Дейка, Рембрандта, Дюрера, Рубенса, Веронезе и других западноевропейских мастеров XV-XIX веков. Гитлер купил ее за миллион марок для личного музея, а позже советское командование конфисковало ее по всем правилам как имущество нацистского преступника. Однако Нидерланды все равно требуют безвозмездно отдать им эти шедевры. Вопрос был вынесен на Межведомственный совет по перемещенным ценностям, куда входят видные академики, правоведы, дипломаты. Совет проголосовал (18 голосов против трех): Нидерландам отказать и оставить коллекцию Кеникса в России как законный трофей - компенсацию наших потерь в войне. Но теперь судьбу этих шедевров пытаются решить по-иному - с помощью закулисных интриг. Наши источники особо отмечают, что Запад располагает для этого нужными средствами и связями.
Подготовил


Loading...



Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?