ПРИЗНАНИЕ НЕПРИЗНАННЫХ

Между Тбилиси и Москвой разразилась новая дипломатическая война, в которую стороны пытаются втянуть НАТО, ЕС и ООН. Владимир Путин поручил правительству "начать взаимодействие с органами власти Абхазии и Южной Осетии". То есть фактически речь идет о конкретных шагах по признанию самопровозглашенных республик. В ответ в Тбилиси обвинили Россию в попытке аннексии грузинских территорий.

Суть нововведений следующая: Россия де-факто признает законы Абхазии и Южной Осетии. Юридические лица, зарегистрированные в обеих республиках, признаются субъектами правовых отношений. С практической точки зрения это наверняка не вызовет проблем, так как законодательства Абхазии и Южной Осетии во многом совпадают с российским (например, уголовные кодексы практически одинаковы). Россия обязуется оказывать консульские услуги и правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам (за эту часть должны отвечать территориальные подразделения МИДа в Краснодарском крае и Северной Осетии). Но самая революционная часть президентского поручения - это пункт об определении перечня документов, выдаваемых югоосетинскими и абхазскими властями, которые отныне будет признавать Москва. Правда, когда этот перечень подготовят и какие именно документы он будет включать, не ясно.
Реакция Тбилиси последовала незамедлительно: там решение Москвы расценили как первый шаг к приз-нанию независимости Южной Осетии и Абхазии. Министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе заявил, что действия российского президента - это не что иное, как "попытка легализации аннексии грузинских территорий", и пообещал, что правительство предпримет все дипломатические, политические и правовые меры для защиты своей территориальной целостности. "Если Россия сделает то, что обещает, против нее будут приняты соответствующие международные меры. Грузия оставляет за собой право действовать так, как сочтет нужным", - предупредил председатель парламентской комиссии по вопросам территориальной целостности Шота Малашхия.
"Предпринимать дипломатические шаги" президент Грузии вызвался лично. Саакашвили позвонил представителю ЕС по внешней политике и безопасности Хавьеру Солане и обратился за поддержкой. Просьба о помощи была услышана: Евросоюз "выразил озабоченность в связи с решением российского руководства". К ЕС присоединился генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер: он рекомендовал Москве "отказаться от намерений упрочить связи с Абхазией и Южной Осетией". Реакции из Вашингтона пока нет. В Госдепе заявляют следующее: прежде чем делать заявления, надо подробно изучить, что конкретно подразумевается под расширением связей между Москвой, Сухуми и Цхинвали.
МНЕНИЯ
Константин Габашвили, Глава комитета по внешним связям парламента Грузии:
- Признание сепаратистских регионов невыгодно самой России. Речь идет не об оказании помощи, а о аннексии территорий Грузии. Неважно, как назовет свои действия Россия, важно, как она поступит. Введение в Чехию танков тоже назвали оказанием помощи чешскому пролетариату, хотя на самом деле ни о каком пролетариате Россия не думала.
Михаил Камынин, Официальный представитель МИД России:
- Главный мотив наших действий - забота об интересах населения Абхазии и Южной Осетии. За годы конфликтов жители республик оказались в бедственном положении. Они были лишены возможности реализовать право на достойную жизнь. Их положение усугубляет Тбилиси, который игнорирует механизмы для налаживания экономических отношений.
Сергей Шамба, Министр иностранных дел Абхазии:
- Это еще не дипломатическое признание, но это, как говорят в спорте, рывок к финишной ленточке. Наши законы признают, наши документы - тоже. Что остается? Открыть диппредставительства? И это со временем будет. Что касается недовольства Тбилиси, то нам оно безразлично. Мы готовы к тому, что Грузия попытается устроить очередную провокацию. Мы к этому привыкли.