ОБЪЯВИЛИ ХРИПЛЫМ ВОЛАНДОМ

ХIV фестиваль "Золотая маска" показал 52 спектакля из 12 городов России. Лучшей жюри назвало постановку "Жизнь и судьба" по роману Василия Гроссмана в петербургском Малом драматическом театре (режиссер - Лев Додин).

Финальной церемонии награждения традиционно ждут как одного из самых ярких зрелищ фестиваля. И традиционно обманываются в ожиданиях. Хорошо выходит редко. Нынешний постановщик финального торжества в здании Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Дмитрий Бертман, задумал действо как бал у Воланда. По замыслу Дмитрия Александровича, триумфаторы "Золотой маски" должны были выступить в образе того или иного персонажа романа Булгакова "Мастер и Маргарита".
Правда, ни Воланду, ни его свите он заранее не написал текста, полагаясь на импровизацию Дмитрия Певцова со товарищи. И таким образом, увы, погубил идею, поскольку наши лицедеи, как выяснилось, сочинять на сцене не умеют. Ожидаемого искрометного театрального капустника не получилось, даже ария Мефистофеля в исполнении Певцова прозвучала как-то вымученно. И уж совсем не походила на Маргариту впопыхах вытолкнутая на сцену Лариса Гоголевская, получившая "Золотую маску" за блистательное исполнение роли Электры в одноименной опере Рихарда Штрауса в Мариинке. По многочисленным режиссерским накладкам было видно, что за кулисами творится полная чехарда, а сценарий перекраивается на ходу, поскольку столичные звезды, вручающие лауреатам "Золотые маски", опаздывают.
В московских спектаклях, выдвинутых на нынешнюю "Золотую маску" - "Игроки" (театр "Около дома Станиславского"), "Человек-подушка" (МХТ), "Много шума из ничего" (Театр на Малой Бронной), "Самое важное" (театр "Мастерская Петра Фоменко"), "Демон. Вид сверху" (студия Дмитрия Крымова), "Король Лир" (театр "Сатирикон"), - актерский состав пестрый и в основном молодежный. Только "Фоменки" да "Сатирикон", где Константин Райкин (кстати, лучший актер "Маски" за роль Лира) упорно сохраняет артельный дух работы, по-прежнему демонстрируют цельность и монолитность спектаклей.
В этом плане Петербург сильно отличается от Москвы. Лев Додин затратил на репетиции своей "Жизни и судьбы" без малого три года, в итоге доказав, что психологический театр жив, а великий роман Гроссмана можно и нужно инсценировать. Именно ощущение театра как родного дома помогло Валерию Фокину в течение четырех лет возвратить былую славу Александринки и привезти на "Золотую маску" несколько блестящих спектаклей, в том числе "Иванова" Андрея Могучего, получившего приз критиков.
Лучшим оперным спектаклем назвали "Пеллеаса и Мелизанду" Дебюсси в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Однако при всем уважении к этому коллективу и его решению пригласить на постановку известного французского дирижера Марка Минковского и режиссера Оливье Пи, спектакль получился скучный в театральном отношении и менторско-высокомерный в музыкальном. При этом почти демонстративно не заметили "Евгения Онегина" в Большом в постановке Чернякова, видимо потому, что "Масок" у него и так предостаточно. Не разглядели сыгранную с истинным артистизмом и страстью "Леди Макбет Мценского уезда" и блестящую в музыкальном отношении "Свадьбу Фигаро" Новосибирского театра оперы и балета. Спецприз возглавляющему сибиряков дирижеру Теодору Курентзису "За прорыв в области аутентизма", милостиво придуманный жюри, в этой ситуации воспринимается как утешительный.
Столь же удивила "Золотая маска" милому одноактному балету "Пробуждение Флоры" Мариинского театра. При этом за бортом остались рубежный "Корсар" Большого театра (хореография Мариуса Петипа, восстановленная Алексеем Ратманским и Юрием Бурлакой), авангардная "Чайка" в постановке Джона Ноймайера (Театр имени Станиславского), еще одна "Чайка" в театре Бориса Эйфмана (где жюри заметило только исполнителя роли Тригорина Юрия Смекалова)...
А вот приз за "лучшую работу композитора", нельзя не приветствовать. И пусть партитура оперы Владимира Кобекина "Маргарита" не самый эффектный старт для этой номинации, но сам факт вполне достоин комплиментов.
ГОВОРЯЩИЕ МАСКИ
Валерий Фокин, режиссер, художественный руководитель Александринского театра:
- Сегодняшний человек - такой же, как и раньше. Просто он находится под куда большим психологическим прессом, но его душа по-прежнему просит красоты и свободы. Вот почему я решил ставить "Живой труп" и горжусь тем, что показал его в Москве.
Ирина Пегова, актриса "Табакерки":
- Мне до сих пор не верится, что жюри выделило меня среди таких замечательных актрис, как Ксения и Полина Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Полина Агуреева... Хотя я очень люблю спектакль Миндаугаса Карбаускиса "Рассказ о счастливой Москве", в котором играю, и надеюсь встретиться с этим режиссером еще когда-нибудь.