РЖД в тройке лучших компаний

Рейтинг социальной ответственности российского бизнеса в марте-2010

Лидерами Рейтинга социальной ответственности по-прежнему остаются государственный концерн «Газпром» (1) и частная нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» (2). В то же время средний балл компаний далек от максимальной оценки: эксперты считают, что им необходимо наращивать уровень социальной ответственности.

Компания «Российские железные дороги» (3) в мартовском исследовании вошла в тройку лидеров. Ранее рейтинг монополиста не поднимался выше 8-й строки таблицы. Социальная ответственность РЖД укрепляется как в отношении собственных работников (компанией подписано соглашение о реализации принципов социального партнерства), так и в политике пассажирских перевозок населения (сдерживание тарифов).

Позитивная динамика у пивоваренной компании «Балтика» (4). С 23-й строки таблицы она вырвалась в первую десятку. «Балтика» смогла переломить тенденцию предыдущих месяцев, когда компания демонстрировала ослабление позиций. Одним из факторов мог стать выход на рынок питьевой воды. Напротив, не смог удержать максимально высокий рейтинг социальной ответственности Банк ВТБ (7–8).

Практически неизменным остался рейтинг социальной ответственности у «Транснеф-ти» (5) и «Сургутнефтегаза» (7–8). Нефтедобывающим компаниям «Башнефть» (9) и «Роснефть» (10) в марте удалось войти в топ-10.

Возвращение производителей табака

Находившиеся в прошлом месяце в финальной части таблицы представители табачного рынка «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» (12) и «Дж. Т.И. по маркетингу и продажам» (13–14) в текущем рейтинге демонстрируют заметный рост позиций. Вероятно, это связано с действиями компаний, направленными на ограничение детского курения. Позитивная динамика в мартовском рейтинге характерна и для энергетиков. «Башкирэнерго» переместилось вверх сразу с сороковых позиций (11), концерн «Энергоатом» (22) и ИНТЕР РАО ЕЭС (23) — с тридцатых.

Снизился уровень социальной ответственности у группы предприятий «Алроса» (15–16), ГМК «Норильский никель» (15–16), «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (17–18) и «Проктер энд Гэмбл» (24).

Наиболее высокие темпы наращивания позиций в разделе «Сильная социальная ответственность» у горно-металлургической группы предприятий «Евраз Груп С. А." (25). Компания сумела попасть в этот раздел с 63-й строчки февральского рейтинга. Очевидно, эксперты высоко оценили готовность группы вложить 440 млн. долларов в производство нового типа рельсов для железных дорог, трамвайных путей и метрополитена.

Падение банков

Традиционно невысокой является социальная ответственность компаний розничной торговли — «Ашан» (43), «МЕТРО Кэш энд Керри» (55–56), «Магнит» (64), «Эльдорадо» (74).

Как и ожидалось, резко упал рейтинг социальной ответственности у Сбербанка России (60–62). После объявления о введении трехпроцентной комиссии за перевод платежей жителей столицы за коммунальные услуги Сбербанк потерял достигнутую ранее 16-ю позицию в рейтинге. Банк Москвы (48), который ранее компенсировал эти средства, также демонстрирует крайне негативную динамику.

Большая потеря рейтинга у «Связьинвеста» (46). Можно предположить, что это реакция на приобретение топ-менеджерами холдинга акций управляемых компаний. Другие представители телекоммуникационного сектора — «Вым-пелКом» (50–51), «МегаФон» (52) — также демонстрируют снижение рейтинга социальной ответственности.

Среди компаний по продаже автомобилей, представленных в исследовании, за пределы раздела «Слабая социальная ответственность» ранее выходила лишь группа компаний «Рольф» (57–58). Но в марте вместе с этим участником рынка в числе аутсайдеров вновь компания «Соллерс» (65–66) и группа компаний «Автомир» (70).

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан Рейтинг социальной ответственности российских компаний, проводится методом закрытого анкетирования. В апреле 2010 года в нем приняли участие 30 экспертов: представители проф-союзов, объединений предпринимателей, экономисты, социологи, политологи, публицисты.

Экспертам задается следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 социальную ответственность следующих российских компаний (под социальной ответственностью понимается создание и сохранение рабочих мест, налоговая дисциплина, выполнение обязательств перед работниками, активная роль в поддержании региональной социальной инфраструктуры)?»

Сначала каждый из экспертов оценивает социальную ответственность каждой из компаний, затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку социальной ответственности 75 крупнейших российских компаний. В список для экспертной оценки были включены компании, лидировавшие по объему реализации продукции в 2009 году. Поэтому в рейтинге могут быть не представлены компании с меньшим объемом реализации, но эффективно работающие в социальной сфере.

Список экспертов

Исаев Андрей, председатель комитета Государственной думы РФ по труду и социальной политике; Починок Александр, заместитель председателя комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества; Катырин Сергей, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ; Кузьмина Нина, заместитель председателя ФНПР; Храмов Сергей, генеральный инспектор труда ФКC СОЦПРОФ; Ясин Евгений, научный руководитель Государственного университета — Высшей школы экономики, член Общественной палаты РФ; Приходько Сергей, исполнительный директор Института экономики переходного периода; Синельников-Мурылев Сергей, научный руководитель Института экономики переходного периода; Гонтмахер Евгений, член правления Института современного развития; Бадовский Дмитрий, заместитель директора НИИ социальных систем, член Общественной палаты РФ; Делягин Михаил, директор Института проблем глобализации; Зудин Алексей, заместитель директора Центра политической конъюнктуры России; Дианов Максим, директор Института региональных проблем; Германович Алексей, директор программ в государственной и социальной сферах Московской школы управления «Сколково»; Виноградов Михаил, президент фонда «Петербургская политика»; Столяров Булат, директор Института региональной политики; Прохорова Юлия, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити»; Голодец Ольга, председатель правления страховой компании «Согласие»; Орлов Дмитрий, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, президент Российского антикризисного форума; Бородин Владимир, главный редактор газеты «Труд»; другие эксперты.