Депардье читает «Бородино»

В понедельник вечером Жерар Депардье прибыл в российскую столицу на несколько часов, чтобы прочесть с кремлевской сцены незабвенного Лермонтова: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»

Мероприятие «1812: наше кино» с участием звезд советского кинематографа было организовано Никитой Михалковым и Госфильмофондом России. Контекст войны 1812 года Депардье не смутил.

Жерар вышел на сцену ближе к концу, уже после того, как Василий Лановой блестяще прочитал отрывок из Толстого о бале Наташи Ростовой, Ирина Скобцева рассказала о том, как оскароносный фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» принимали в Париже, а Ирина Мирошниченко спела Шарля Азнавура. Выход француза сопроводили отрывками из его фильмов — почему-то с польскими субтитрами. «Живьем» Депардье появился со словами «Хгистос воскгьес».

Ведущий Сергей Новожилов гордо заявил о том, что Жерар «три часа назад специально прибыл в Москву по приглашению Николая Бородачева, директора Госфильмофонда России, отложив съемки во Франции». Это было странностью не меньшей, чем сам факт появления Депардье по случаю грядущего юбилея победы над французами в войне 1812 года. Актер буквально рассыпался в комплиментах главе Госфильмофонда, а в конце и вовсе расцеловал директора: «Николя!.. Благодаря ему мы можем видеть реставрированные фильмы. Я так рад, что на земле есть бункер, который хранит кино!» (под бункером, очевидно, понималось хранилище Госфильмофонда России в Белых Столбах).

У зрителей не было и секунды, чтобы мысленно прикинуть, сколько заплатили Жерару за отъезд со съемочной площадки ради празднования с русскими юбилея Бородинского сражения. Потому что мастер сцены сделал еще один ход конем, которого в этот вечер никто от него не ожидал: изъявил желание прочитать стихотворение Лермонтова «Бородино». «Скажи-ка, дьядья, вьедь недагом, Москва спальенннн… агом, фганцузу отдана!» — Жерар — великий профи, — хотя и с трудом выговаривая, и глотая русские слова, на сцене буквально пылал, с большим воодушевлением воспроизводя: «Умрьемте дже под Москвой!» Даже респектабельный люд уже не мог сдерживать смех, глядя на этот трагикомический сюрреализм. «Я с вами, с вашим президентом и с вашей великой страной», — передал напоследок Жерар через переводчика и, оставив кремлевскую публику с вопросительными лицами, изволил улететь обратно на съемки в Париж.

В остальном вечер проходил в том ключе, в котором часто проходят юбилеи в Доме кино: ворчания в адрес молодежи и общего состояния дел в стране. «Мы доходим до определенного рубежа, за которым нет будущего», — поведал «крестный отец» концерта Никита Михалков.

Хотя у Эльдара Рязанова с Михалковым большие противоречия, не пригласить режиссера «Гусарской баллады» он не мог. Как и исполнительницу роли Шурочки Ларису Голубкину. «Сам факт того, что спустя 50 лет после выхода фильма живы режиссер и исполнительница главной роли, достоин Книги Гиннесса», — заметил Эльдар Александрович. А потом рассказал, как Фурцева за неделю до юбилея почти запретила «Гусарскую балладу»: ей не понравился Ильинский в роли Кутузова, она нашла его смешным. Выручил зять Хрущева Алексей Аджубей, который случайно увидел фильм и которому он понравился. «В такой стране мы жили. Это были патриотические идиоты!» — резюмировал Рязанов, вспомнив заодно аналогичные истории с «Берегись автомобиля» и «Гаражом». Так что вопрос о том, до какого рубежа мы дошли, в итоге остался открытым.