С дредами на голове и с Богом в душе

Создатели фильма «Молодое вино» - актриса Катерина Шпица, продюсер Анастасия Шипулина и режиссер Петр Олевский - накануне премьеры фильма в Гатчине. Фото автора

Сюрпризы и парадоксы юбилейного Гатчинского фестиваля «Литература и кино»


Он прошел в этом году в 25 раз. Особых юбилейных торжеств по этому случаю в Гатчине не было: фестиваль прошел в рабочей атмосфере. В двух залах кинотеатра «Победа» были показаны десятки старых и новых лент, снятых по мотивам литературных произведений. В частности, прошли замечательные ретроспективы классических фильмов, основанных на произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шукшина. Но особый интерес, как водится, вызвал конкурс, в рамках которого было показано 9игровых и 11 документальных картин.

Продюсер Марк Рудинштейн возглавил в Гатчине профессиональное жюри

Конкурсная программа, которую вот уже 25 лет собирает киновед Светлана Хохрякова, оказалась разнообразной и яркой. Это единодушно отметили члены жюри, которое в этом году возглавил знаменитый кинопродюсер, основатель «Кинотавра» Марк Рудинштейн. Он признался, что привычных дебатов, обсуждения фильмов, голосования среди членов жюри не было. Каждый написал на листочке бумаги свои предпочтения, потом голоса подсчитали - и таким сугубо арифметическим способом выявили победителей. Вероятно, этим объясняются неожиданные, а порой и сенсационные результаты работы жюри.

Так, высокий ареопаг никак не отметил двухчасовой, насыщенный уникальной кинохроникой, многолетне выстраданный фильм Олеси Фокиной «Век Солженицына», посвященный рассказу о драматичной судьбе нобелевского лауреата, о его работе над великой и страшной книгой «Архипелаг ГУЛАГ», о роли писателя в крушении коммунизма. Без внимания жюри остались и такие заметные работы, как «Еда по-советски» Бориса Караджева, «Ольга Берггольц. Голос» Елены Якович, «Дина Рубина. На солнечной стороне» Станислава Митина…

Писательница Дина Рубина приехала в Гатчину, чтобы представить фильм о своей жизни и творчестве

Призом за лучшую операторскую работу был отмечен Сергей Зубиков, вдохновенно, в поэтической стилистике снявший фильм Андрея Осипова «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени», ранее удостоенный премии «Ника». А главный приз среди документальных лент в Гатчине неожиданно для многих получил камерный, казалось бы, ни на что не претендующий фильм «Санитар», рассказывающий о…санитаре морга, который в свободное от основной работы время пишет и успешно публикует книги (некоторые из них уже переводят на иностранные языки).

Члены жюри повелись на экзотический сюжет? Нет, думаю, они увидели на экране интересную, крупную личность – писателя, мыслителя Артема Ульянова, которого его окружение называет гением и сравнивает с Михаилом Булгаковым. Расписанный татуировками, с дредами на голове и с Богом в душе, главный герой размышляет в фильме о красоте жизни и таинстве смерти, о философии нашего бытования на земле, о своем извилистом жизненном и творческом пути, - и от экрана нельзя оторвать глаз. «Санитар» - очевидная удача не только екатеринбургского режиссера Екатерины Дубковой, но и фестиваля «Литература и кино», который открыл, явил городу и миру этого неоднозначного и незаурядного героя.

Куда менее успешно, как мне кажется, справилось жюри с оценкой игровых картин. Безусловным фаворитом здесь, на мой вкус, являлся фильм «История одного назначения» Авдотьи Смирновой, вдохновленный книгой Павла Басинского о Льве Толстом, в том числе, главой о попытке всемирно известного писателя спасти приговоренного к смерти рядового Шабунина. Эта картина, повествующая о цене человеческой жизни, о несоразмерности проступка и жестокого наказания за него, о благих намерениях, которыми часто бывает выстлана дорога в ад, в итоге получила приз за лучшую режиссуру, хотя вполне могла рассчитывать на большее.

На этом фоне сразу три приза – за лучшую музыку (Мурат Кабардоков), лучшую мужскую роль (Андрей Мерзликин) и лучший игровой фильм (режиссер Виктор Алферов) - завоевал уныло скроенный, архаичный по киноязыку байопик о выдающемся советском драматурге Александре Вампилове. Понятно, что члены жюри хотели обратить внимание на жизнь и творчество автора «Утиной охоты», но в итоге поощрили рядовой, рутинный фильм. От этого решения жюри лично у меня осталось чувство недоумения.

Отчасти исправить ситуацию удалось кинокритикам, вручившим приз «Белый слон» интересно задуманному, хорошо снятому и отлично сыгранному дебютному фильму Павла Мирзоева «Как я стал…» по пьесе Ярославы Пулинович, рассказавшему историю предательства молодым героем (его блестяще сыграл Павел Табаков) своей любви, своих, как выяснилось, весьма гибких представлений о жизни и морали. Еще одного молодого режиссера – Петра Олевского, снявшего пронизанный чувственным напряжением фильм «Молодое вино» по пьесе Елены Исаевой «Абрикосовый рай», - поддержал оргкомитет фестиваля, присудив картине приз «за яркий и оригинальный дебют».

Окончательно уравновесило ситуацию то, что главный приз фестиваля «Гранатовый браслет» жюри справедливо присудило документально-анимационному фильму «Знаешь, мама, где я был». Это пронзительная, смешная, горькая, мудрая лента, которую режиссер Леван Габриадзе посвятил своему отцу – художнику, скульптору, сценаристу, философу, доброму сказочнику Резо Габриадзе. «Знаешь, мама» - настоящее событие в современном кино, и это решение жюри останется золотой строчкой в летописи фестиваля «Литература и кино» - независимо от того, состоится в следующем году кинофорум или нет.

В Гатчине в дни проведения киносмотра немало говорили о том, что юбилейный фестиваль, возможно, станет последним в своей славной истории. Дело в том, что кинотеатр «Победа», в котором проходят основные фестивальные мероприятия, устарел технически и морально, стал нерентабельным. Между фестивалями он в основном пустует – молодежь ходит в недавно построенные мультиплексы с небольшими уютными залами. Останется ли «Победа» кинотеатром или здание советской эпохи перепрофилируют в какой-нибудь мебельный салон – решение об этом городскими властями еще не принято. Но грозовая туча над фестивалем, у которого в Гатчине нет другого прибежища, уже нависла.

Замечательную идею подарил горожанам уже упоминавшийся Марк Рудинштейн. Он предложил перенести фестиваль с апреля на время белых ночей и прописать кинофорум в Гатчинском парке. Поставить там большой экран, расположить кресла и столики, соорудить навес на случай дождя. Схожий опыт у него был на «Кинотавре», и там фильмы под открытым небом собирали по нескольку тысяч зрителей, преимущественно молодых. Кто знает, может, это путь обновления для фестиваля «Литература и кино», в залах которого, по свидетельству того же Рудинштейна, сегодня видны преимущественно седые затылки…




В Госдуме предложили учредить новый День Победы – над милитаристской Японией.