А У МЕНЯ ПОРТФЕЛЬ В РУКЕ С ОГРОМНОЙ ДВОЙКОЙ В ДНЕВНИКЕ

У нас - беда: внук отказывается ходить в школу - у него нелады с математикой. Не подумайте, что внук у нас - какой-то тупой оболтус. Он много читает, сочиняет стихи, рисует, бегло разговаривает по-английски, и мы не можем понять: если у ученика явно нет способностей к математике или химии, то зачем нужно, кроме необходимого для жизни минимума, силком вдалбливать в него то, к чему у ребенка явно нет способностей, что он не принимает? Ведь в результате у него возникает отвращение к учебе вообще! Уж мы не чаем, когда наш мальчик наконец дотянет до аттестата зрелости, а тут вдруг узнаем, что мучения его с ненавистной ему математикой собираются продлить - на горизонте замаячила 12-лет-ка. Что она даст нашим детям и внукам, кроме "продления срока? (И. Корнилова, бабушка, Иркутск).

да учитель скажет: "Да поставлю я уже ему тройку". И все об этом будут знать... И все будут думать: не обманешь - не продашь! И это называется - стопроцентная успеваемость!" Сам Макаренко нашел способ наводнить каждый класс круглыми отличниками, но... по отдельным предметам, исходя из простого расчета: "два-три предмета, которые счастливо совпадают с природными способностями, ученик усвоит на "отлично", не надрываясь и не губя свое здоровье на том, что ему никак не дается". Вот как просто и мудро подводит он нас к истине на стезе образования. И как жаль, что к его совету прислушались не мы, его соотечественники, а жители заморских стран, которые давно уже отказались от школьной обязаловки, делая ставку на природные способности и склонности ученика.
И не надо ссылаться на то, что американцы в образовании "тоже" якобы базируются на стандарте. Да, слово "стандарт" в их лексиконе действительно в большом ходу - они вообще неравнодушны к нему, однако применительно к образованию смысл этого слова там совсем не тот, что у нас: мы стандартизируем школьную программу, делая ее, по сути, для всех обязательной и лишь надстраивая над ней предметы по выбору, а там стандартизируют лишь содержание учебных предметов, никого ни к чему не принуждая. По американской Конституции единственный хозяин школы - Родительский совет: он нанимает директоров и педагогов, он с них спрашивает, он их увольняет. Он, и только он, либо соглашается с тем или иным предложением соответствующего министерства и президента, либо дает ему от ворот поворот. И если родители видят, что школа делает из детей инвалидов, они миндальничать не станут - завтра же наведут конституционный (в прямом смысле) порядок.
Но вернемся на нашу грешную землю. Доказано, что причина сверхнизкой отдачи от нашего "единого образовательного пространства" - отнюдь не в количестве лет обучения, а в его единообразии, понуждающем школьника учить все подряд. Если из-за отсутствия природных способностей математику, согласно официальным данным, могут усвоить лишь 20 процентов детей, а физику - 30, значит, всех остальных (а это 70-80 процентов!) приходится просто-напросто ломать через колено, как и внука обеспокоенной бабушки из Иркутска.
Отлично зная, что обязательный школьный набор способен осилить далеко не каждый, и игнорируя совет педагогического гения Коменского - "куда не влекут способности, туда не толкай", Минпрос фактически санкционировал педагогический рэкет в невиданных масштабах: дорогостоящее репетиторство, бесчисленные "развивающие" курсы, распродажа дипломов в так называемых платных вузах, которые за хорошие деньги "дают" высшее образование тем, кто способен только "купить" его, но не "взять".
Меня всегда удивляло расхожее представление о том, что образование можно "дать" и "получить". Если иметь в виду знания не в виде аттестата зрелости, а в истинном значении этого слова, то их всегда приходится не "получать", а "брать" - и только способностями, интеллектом, а с этим, как известно, надо родиться. Помощником же и катализатором в учебном процессе может стать только одно: трудолюбие - как следствие увлеченности любимым делом. Однако мы упорно не хотим брать это в расчет и без конца экспериментируем с нулевым результатом. Когда же, наконец, мы научимся "давать" каждому ученику только то, что он способен "взять", и лишь столько, сколько он в состоянии проглотить, усвоить и с пользой для общества применить в жизни?