08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ: СВЕТЛАНОВ - МУЗЫКАНТ НА РАДОСТЬ ВСЕМ

Белоненко Василий
Опубликовано 01:01 18 Мая 2000г.
Георгий Свиридов и Евгений Светланов... Великий композитор и блистательный дирижер. Два имени, символизирующие славу русской музыкальной культуры. Натуры при всех различиях глубоко родственные, воплощающие в себе тип ярко национального и притом "всемирно отзывчивого" художника. Увы, за повседневной суетой мы порой теряем ощущение подлинного масштаба явлений, становимся несправедливы даже к великим. Так бывало в какие-то моменты по отношению к Свиридову (например, в недоброй памяти годы "борьбы с формализмом"), так сейчас - по отношению к Светланову. Конфликт в Государственном академическом симфоническом оркестре возбудил многих. Нашлись охотники обвинять Светланова, часто выступающего за рубежом, не более и не менее как в предательстве родного коллектива и чуть ли не Родины. Можно было бы углубиться в дискуссию, привести цифры, сколько реально Евгений Федорович работал с ГАСО и другими отечественными коллективами за последние годы (а работал действительно немало - например, в 1997-1999 годах только в Москве и Петербурге им дано 20 концертов, поставлены две оперы, осуществлено множество записей). Но захотелось взглянуть на проблему, что называется, с высоты птичьего полета. Сегодня мы знакомим вас с мнением о Светланове его друга и соратника на протяжении десятилетий - Георгия Свиридова. Вчитайтесь в текст, наговоренный для радиопередачи о дирижере 17 лет назад (а Георгий Васильевич отнюдь не был любителем произносить красивые фразы, даже ради самой близкой дружбы), и сделайте для себя вывод - идет ли здесь речь об "изменнике" отечественной культуры или о ее подвижнике. Ну и, конечно, текст ценен как одно из свидетельств высоты нравственных, художнических установок самого Свиридова - великого композитора, для которого искусство в полном согласии с лучшими традициями отечественной культуры неизменно оставалось средством выражения больших идей и средоточием красоты. Благодарим учредителей Национального Свиридовского фонда Александра и Василия Белоненко, в процессе подготовки Полного собрания сочинений Георгия Васильевича Свиридова систематизирующих архив композитора и любезно предоставивших редакции "Труда" текст, который, таким образом, ВПЕРВЫЕ ОБНАРОДУЕТСЯ в печати.

Евгения Федоровича Светланова я знаю уже давно, более четверти века. Познакомился я с ним в 1956 году. Тогда я переехал в Москву, а до той поры жил в Ленинграде. Было у меня написано такое сочинение - "Поэма памяти Сергея Есенина" для хора, солиста-тенора и оркестра. И вот я стал думать, какому дирижеру поручить его исполнение. В Москве я не был еще связан с исполнителями, и один мой друг порекомендовал мне молодого дирижера Евгения Светланова - сказал, что это высокодаровитый человек. Я решил довериться его рекомендации. Встретился с Евгением Федоровичем. Он послушал сочинение и согласился его продирижировать. Во время работы мы имели много встреч, репетиций, я много раз ему играл. И сразу же, конечно, определил, что имею дело с исключительно талантливым человеком - это было видно, как говорится, невооруженным глазом. Светланов дирижировал сочинением прекрасно, я остался очень доволен его исполнением.
И с той поры, можно сказать, вся музыкальная жизнь Светланова проходит на моих глазах - жизнь очень яркая, какая может быть у исключительно одаренного человека и вдобавок работающего не покладая рук. Ибо вся жизнь Светланова - это громадный, колоссальный труд. Сейчас это знаменитый человек, его прекрасно знают все любители музыки у нас в стране. Представлять Светланова особо нет необходимости. Он стоял во главе Большого театра, стоит теперь во главе крупнейшего нашего симфонического оркестра. Его имя знают любители музыки во многих странах мира, где он играет и со своим оркестром, и сам дирижирует. Он удостоен почти всех наших крупных наград. Так что это, в двух словах, дирижер самого первого класса, замечательнейший совершенно музыкант.
Я хотел бы сказать об одном качестве, которое отличает Светланова от других дирижеров. Сейчас дирижерское искусство достигло большого расцвета. В мире очень много прекрасных дирижеров - знающих музыку, обладающих большим репертуаром, великолепной техникой, артистизмом, чувством эстрады. И у нас в Советском Союзе есть замечательные дирижеры... Все дирижерские качества, о которых я сказал, есть и у Евгения Светланова. Но у него есть одно принципиальное качество, которое отличает его если не от всех, то от очень многих. Дело заключается в том, что Светланов не только дирижер, он - композитор. И его композиторский талант делает его несколько другим дирижером. Что я имею в виду: Светланов обладает не только тем большим, замечательным слухом, которым должен обладать каждый дирижер, чтобы слышать каждый инструмент оркестра и чистоту его нот, правильность его игры, но он обладает КОМПОЗИТОРСКИМ слухом. Это особый, внутренний слух. Если слушатель вообще слышит ноты, сочинение со стороны, то композитор слышит ноты и музыку, и форму музыки как бы ИЗНУТРИ самой музыки. Это редкий слух. Мне кажется, что подобным слухом обладали большие композиторы (но, к сожалению, далеко не все современные)... Вот этот композиторский слух делает трактовку музыки, которая Светланову близка и которую он дирижирует с полной отдачей, с полным увлечением, исключительно глубокой и исключительно, я бы сказал, точной. Это качество исключительной ценности. Оно подымает исполнителя просто на целую ступеньку выше обычного уровня.
Характерный пример - Никколо Паганини, который играл на скрипке так, как, может быть, никто из скрипачей не играет. Потому что теперь, может, в десять раз быстрее могут сыграть, но Паганини есть Паганини, это легендарно: он играл (остались записи Шумана и других великих музыкантов) с чувством ноты изнутри. Благодаря этому качеству музыка становится объемной, каждая нота - это не плоский звук, а вот именно объемный.
Также вспомним, что именно композиторы давали высочайшие образцы исполнительства - скажем, фортепианного: Моцарт, Бетховен, Шопен, Лист, Рахманинов. Или, например, Мусоргский, который гениально играл на рояле и пел изумительно при этом. Сохранились воспоминания музыкантов, что это было нечто совершенно невероятное. Также и Глинка, и Даргомыжский изумительно пели свою музыку.
Это не значит, конечно, что всякий сочиняющий музыку может быть замечательным исполнителем - нет, для этого нужно иметь исполнительский дар, который имеет Светланов. И вот соединение композиторского и исполнительского дара делает искусство Светланова, можно сказать, неповторимым. Ему близка, например, "Поэма экстаза" Скрябина или Вторая симфония Рахманинова... Когда я слушаю Светланова, мне кажется, что это именно вот то, что написал Скрябин, и то, что написал Рахманинов. Я думаю, что эти великие композиторы были бы счастливы услышать это. Я убежден, что они сказали бы: это именно то самое...
Или, например, изумительное его исполнение поэмы Респиги "Пинии Рима". Это изумительное произведение итальянского музыканта начала нашего века, которое Светланов разворачивает просто в грандиозную картину, не только зримую, но исполненную глубокого смысла, поэзии.
Вообще, мне кажется, Евгению Федоровичу Светланову наиболее близка музыка романтическая. Я вообще считаю, что неромантической музыки нет. Музыка сама по себе искусство романтическое, она мертва без романтизма. Когда я говорю о романтичности искусства, я не имею в виду размахивание руками... Романтическое искусство Чайковского насквозь трагично. Романтизм - это великое течение не только в искусстве, но и во всей культуре, это грандиозное явление духовной жизни человечества. Романтизм - определяющее качество искусства вообще, а не узкоромантического стиля в музыке. Романтичен Шекспир... Русская культура очень романтична, начиная с Пушкина. Романтичны, например, русские баллады. А былины!..
Светланов изумительно романтичен. Это исполнитель с громадным размахом, с колоссальной эмоциональностью. Ему по душе крупные, развернутые полотна, монументальные по содержанию, по строю чувств, он это делает бесподобно, совершенно бесподобно! Эмоциональная амплитуда Светланова очень велика. Но, мне кажется, юмористическая музыка ему, может быть, не так хорошо удается. Это драматик, эпик. Крупный масштаб - вот стиль его искусства. И этим он мне очень близок.
Кроме того, он замечательный пианист. Мне недавно пришлось слышать по телевизору концерт, который он посвятил памяти Николая Карловича Метнера - изумительного, великого музыканта, композитора-пианиста, который до революции, в конце XIX - начале ХХ века, жил в Москве. Прекраснейший композитор, незаслуженно, мне кажется, забытый. И вот Светланов взял двух вокалистов, скрипача, сочинил программу этого концерта, разучил как пианист с исполнителями и с блеском исполнил эту музыку, которую не играли, может быть, лет шестьдесят-семьдесят. Это был изумительный концерт! Я недавно слышал также концерт из произведений Метнера, приготовленный одним блестящим пианистом, - тоже были сделаны и ансамбли, и пианист замечательный. Но у него, к сожалению, музыка Метнера выглядела немножко старомодной, чуть "нафталинной". Светланов же - человек с композиторским слухом - услышал в этой музыке новое, современное - вот этот благородный романтизм, красоту чувств, благородство средств выражения, какую-то чистоту, изумительное чувство меры.
Светланов блестящ не только в симфонической музыке или в фортепианном исполнительстве, он и замечательный оперный дирижер. Я считаю, он вообще феноменально создан для оперы. Для русской оперы лучшего дирижера вообще трудно придумать. Это масштабное, большое искусство: и драматичность, и трагичность, и характерность, и народность - все есть в русской опере. И я очень жалею, что он мало дирижирует оперу.
Светланов, повторяю, необыкновенно разносторонний человек, он дирижирует самую разную музыку - в том числе и современную, и классическую, и зарубежную, и, конечно, огромное количество отечественной музыки - словом, я могу сказать: в его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Федорович, очень большой. Он находится в расцвете своего дарования, и я могу только пожелать ему всяческих успехов. Это будет на радость всем нам.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников