ИНЫХ УЖ НЕТ, А ТЕ ЗА КАДРОМ

Считается, и не без основания, что телезрители на редкость консервативны в своих привязанностях. Годами, даже десятилетиями могут смотреть какую-нибудь бесконечную "мыльную оперу", могут страдать, подобно ребенку, у которого отобрали любимую игрушку, когда уходит из эфира полюбившаяся передача. И требовать ее возвращения. Вспомните, как в последнее время из-за протестов зрителей вернули на экраны "Санта-Барбару"...

Руководители телеканалов привыкли сегодня учитывать только сиюминутную реакцию аудитории - ту, что выражается в каждодневных рейтингах. И мало думают о стратегии зрительского интереса - особенно о той, что связана с любимыми персонажами эфира. Их нередко величают "звездами", но таковыми они выглядят разве что в нашем представлении: телечиновники же с легкостью выбрасывают из сетки вещания их передачи.
"Были моменты, когда меня выкидывали на улицу без средств к существованию, - признался на днях в газетном интервью лауреат премии "ТЭФИ" Михаил Дегтярь. - Я, как бык, тряс головой и снова бросался в бой. Закрыли главную передачу моей жизни - "Репортер". Закрыли "Вести в 11", закрыли "Судьбы"... Такие же слова, только с другими названиями программ, могут сказать многие превосходные тележурналисты. Даже у самого именитого среди них, президента Академии Российского ТВ Владимира Познера, список закрытых передач насчитывает не одно название. Где его недавние "Мы", "Человек в маске", "Мы и время"?
Особенно большие потери понесли наши кумиры, создатели легендарных телепрограмм прошлых лет. Из "взглядовцев" сравнительно благополучная судьба сложилась разве что у Александра Любимова. Но привязка его выходов в эфир к выпускам информационной программы "Время", где он присутствует некоей краткой вставкой-"заплаткой" , вряд ли способна вдохновить. Дмитрий Захаров, долгое время молчавший, теперь руководит субботней передачей "Планета Земля" на РТР. Программа хороша, слов нет, но она не публицистическая, а сугубо познавательная, вся построенная на зарубежном видеоматериале.
Владимир Мукусев, другой "взглядовец", вынужден был молчать долгих девять лет. Стал делать острую публицистическую программу "Объясните простому человеку" на "малотиражном" дециметровом канале. Программу через три месяца прикрыли. Недавно журналист появился на ТВЦ с интереснейшим проектом "Третьего не дано": жгучие проблемы, спор в студии, интерактивный опрос зрителей в прямом эфире. Но и этой передачи уже почти два месяца мы не видим.
Александр Политковский после политически острого и оригинального по телевизионной форме "Политбюро" был надолго отлучен от центральных каналов. Он, правда, не сломался, предпочел оставить столицу, стал делать на ТВ-6 цикл передач, посвященных провинции. Теперь вот вернулся на РТР в качества автора документальных телефильмов. В этот понедельник в позднее, полуночное время прошла премьера одного из них.
Кстати, лучший способ угробить передачу - это поставить ее на такое место в программе. Вроде бы все нормально: в сетке заявлена, желающие (особенно если они "совы") могут посмотреть. А ведь для публицистики, по своей сути обращенной к многомиллионной аудитории, такое "программирование" смерти подобно.
В отличие от Александра Политковского Владимир Молчанов - "полуночник". Вышедшая впервые 7 марта 1987 года его передача "До и после полуночи" заставляла тогда всех нас, даже самых завзятых "жаворонков", засиживаться до первых петухов. Не касаясь впрямую политических вопросов, молчановская передача удивительным образом совпадала с мироощущением тех, кто жаждал перемен. В ней все было нестандартно: и приглашаемые в прямой эфир автором люди, и изысканная музыка, и любопытные кадры видеохроники со всех концов земли. А еще была там Александра Ливанская со своими нежными, исполненными лирики и доброй иронии репортажами из российской глубинки. Вспоминаю о ней потому, что и она принадлежит к числу талантов, отлученных от зрителей волей теленачальства.
Сам Владимир Молчанов, впрочем, уцелел. Правда, впервые тоже оказался за кадром - в качестве руководителя "Панорамы", которую ведут на РТР Петр Федоров и Марина Могилевская. Многое тут напоминает былую его программу ранней поры, когда он вел ее вместе с М.Сидоровой: по форме это тоже тележурнал, в нем превалируют неполитические темы, он выходит незадолго до полуночи. На этом, впрочем, сходство заканчивается. Далее идут различия - и все не в пользу "Панорамы".
Не стало в тележурнале хорошей музыки - ее заменила модная попса. Исчезли видеокурьезы со всего мира. Не нашлось, понятно, продолжения оригинальным репортажам Александры Ливанской... Но, главное, из передачи ушли искренность и откровенность суждений, которыми в свое время привлекали "До и после полуночи".
В последнем выпуске журнала в минувшую пятницу был большой сюжет, посвященный жестокости и насилию, заполонившим нынешний кино- и телеэкран. Казалось бы, тут не может быть двух мнений: и зрители, и педагоги, и даже медики бьют в набат по поводу "криминализации экрана". Так - не поверите! - авторы "Панорамы" пригласили в студию философа, с помощью которого пытались обнаружить некую общественную пользу подобных лент. Сначала я буквально обомлел: как, неужто в молчановской передаче может быть такое? Потом понял: ведь на государственном РТР крови сегодня ничуть не меньше, чем на других каналах. И нужно как-то оправдать свою эфирную политику. Жаль только, что журналист, который долгое время был для многих из нас воплощением интеллигентности на ТВ, согласился выступить в незавидной в данном случае роли адвоката...