АДРЕСА РОСТА

Красноярский край не зря называют зеркальным отражением России - на его огромной территории легко усредняются как политические пристрастия электората, так и темпы промышленного производства. В первом квартале нынешнего года в экономике региона наблюдался рост промышленного производства не только на предприятиях электроэнергетики, топливной промышленности, черной и цветной металлургии, но и в машиностроении и металлообработке.Примечательно, что рост производственных показателей в Красноярском крае наблюдается на фоне серьезного замедления темпов промышленного производства не только в близлежащих регионах Сибири, но и в целом по РФ. И самый большой успех краевых властей - это наращивание в регионе производства зерноуборочных комбайнов.

В апреле этого года в столице Казахстана Астане состоялись переговоры о поставках сельскохозяйственной техники, выпускаемой в ОАО "Сибмашхолдинг", в республику Казахстан. Подводя их итоги, президент холдинга Юрий Коропачинский сказал, что с казахскими партнерами уже подписаны контракты на поставку 500 комбайнов. А всего в этом году ОАО "Сибмашхолдинг" продаст Казахстану 1000 красноярских комбайнов - четверть от их годового производства.
Именно это событие, на мой взгляд, и стало знаковым для самого холдинга: ведь за последние 15 лет ныне входящие в его состав предприятия поставили в Казахстан больше техники, чем во все остальные республики бывшего СССР. (В регионы РФ, например, за это время было поставлено 35 тысяч единиц, а в Казахстан - 38 тысяч).
- За последние пять лет на наш рынок, - говорит президент Зернового Союза Казахстана Нурлан Тлеубаев, - тоже поставлено немало комбайнов от самых различных производителей - из Германии и США... Однако такая разносортица лишь разрушила хорошо налаженную прежде систему сервисного обслуживания техники. В то время как в республике работают 28 тысяч комбайнов "Енисей". Вот почему мы выбрали в качестве своего главного партнера "Сибмашхолдинг" - лучшего соотношения цена-качество на подобную продукцию в мире просто не существует...
А ведь еще три года назад тот же Красноярский завод комбайнов, вошедший минувшей осенью (наряду с двумя алтайскими предприятиями - дизельным и тракторным) в созданный при поддержке краевых властей "Сибмашхолдинг", вполне мог пополнить число отечественных банкротов. Именно тогда он и попал в поле зрения новой краевой администрации. Расположенный чуть ли не в центре города завод легко мог стать очагом социального взрыва: работающие на нем люди почти по году не получали заработную плату...
Поначалу эту проблему попытались решить с наскока: уже несколько лет на предприятии поглядывали в сторону немецких производителей и даже закупили у германской фирмы "Клаас" несколько зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Логика заводчан была простой: раз немецкая техника качественнее отечественной, то и производить нужно ее, а не изобретать свой велосипед.
Случись такое, и осталась бы Россия без крупнейшего за Уралом сельскохозяйственного машиностроительного производства... Но в июле все того же, судьбоносного для завода 1998 года новым генеральным директором завода по инициативе краевых властей стал Юрий Коропачинский - один из ярких представителей менеджеров "новой волны".
Новое руководство завода быстро разобралось, что к чему. Да, немецкие зерноуборочные комбайны, действительно, лучше наших, однако и стоят они в десять раз дороже "Енисеев". А вот производительность у них - всего на тридцать процентов выше. При этом немаловажно, что при всех своих конструктивных недостатках тот же "Енисей" гораздо надежнее своих зарубежных собратьев.
Все зарубежные партнеры, на совместном производстве машин с которыми настаивали сибиряки, в качестве базовой модели предлагали именно свои комбайны. Однако более предпочтительным виделся путь сохранения в качестве базовой машины серийный "Енисей", правда, с модернизированной, скажем, немецкой кабиной, другой гидравликой и т.п.
Словом, мало-помалу, и в краевой администрации, и на комбайновом заводе пришли к пониманию: если в Красноярске начнут собирать зарубежные машины, то они обойдутся нашему селу в три-четыре раза дороже, а отечественные комбайны навсегда исчезнут с российских полей. А потому решили: нужно возрождать отечественное машиностроение собственными силами. Для пополнения оборотных средств краевая администрация выделила заводу небольшой кредит, а сами заводчане принялись восстанавливать утерянные было связи. И тоже не без помощи краевой администрации. Так, например, из-за невысокой покупательской способности села на комбайновом тут же возникли "заторы" с реализацией произведенной продукции. Поэтому первую полсотню зерноуборочных машин отдали в лизинг наиболее платежеспособным акционерным обществам края.
В это время уже и сам губернатор Красноярского края Александр Лебедь не раз выступал в роли дилера: уговаривал губернаторов сельскохозяйственных регионов России закупать отечественную технику. Это с его подачи был заключен договор на поставку красноярских машин в Орловскую область, затем - в Оренбуржье и т.д. Крупным заказчиком предприятия выступила также и Республика Хакасия - "братья-руководители" соседних регионов быстро договорились с красноярскими машиностроителями. И вскоре на завод пошли деньги, и он стал обрастать заказами. Сейчас, по мнению Александра Лебедя, Красноярский комбайновый становится для экономики края своеобразным локомотивом, который тянет за собой и машиностроение, и другие смежные отрасли.
Небольшую поддержку предприятию оказал и федеральный центр, что дало возможность сибирякам начать работы по серийному производству "Русланов", последнего детища заводских конструкторов, взявших на вооружение новейшие достижения немецких и американских комбайностроителей.
Однако все это требует немалых средств: по оценкам специалистов, например, только для того, чтобы запустить на заводе в серию комбайн "Руслан", который, кстати, по своим показателям может вполне заменить на поле два выпускаемых сейчас комбайна "Енисей-1200", предприятию потребуется около полумиллиарда рублей. Большие средства нужны и на серийное освоение нового для комбайна двигателя, других комплектующих. Вот почему и было принято минувшей осенью решение - создать в Сибири единый машиностроительный холдинг, главной задачей которого стало бы производство техники, необходимой как для города, так и для села. Его-то и возглавил Юрий Коропачинский.
Но главную "скрипку" в этом холдинге, конечно же, играют красноярские машиностроители. В нынешнем году, например, они планируют почти вдвое увеличить объем производства и выпустить четыре тысячи зерноуборочных комбайнов.
Что ж, это еще не те объемы, с которыми работал Красноярский комбайновый завод, скажем, лет десять назад, но это уже и не 1997-й год, когда на каждый сошедший с конвейера комбайн на предприятии смотрели во все глаза. Потому и звучат, как музыка, сегодняшние сообщения: "Самая крупная партия комбайнов в этом году - 234 машин - отправлена недавно хлеборобам Оренбургской области - давним партнерам по "хлебному бизнесу" красноярских комбайностроителей". А вообще завод уже выпустил в первом квартале нынешнего года 900 зерноуборочных машин, что в 2,3 раза больше, чем за тот же период прошлого года.
Радует, безусловно, и другой факт: для выполнения возросшей производственной программы на предприятие принято около тысячи новых рабочих, а общая численность персонала достигла пяти тысяч человек. На комбайновом заводе в Красноярске больше нет долгов по зарплате, и люди убеждены: самое трудное уже позади. Главная задача - продолжать наращивать темпы, развивать производство. Потому что, как шутят по этому поводу комбайностроители, были бы "Русланы", а невесты для них найдутся.