ФЕОДАЛЬНАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

Ситуация, сложившаяся сегодня на Туапсинском судоремонтном заводе (ТСРЗ), характерна для многих отечественных предприятий, перед которыми встает проблема сохранения производства и трудового коллектива. Как правило, действующее руководство имеет собственный взгляд на происходящее. Однако существует и мнение тех, кто многие годы отдал заводу, хорошо знает его нынешнее положение. Позицию бывшего главного инженера ТСРЗ Германа КОТОВА можно считать альтернативой нынешнему директору предприятия Федору Морозову.

- Туапсинский судоремонтный завод, равно как и многие отечественные предприятия, пережил серьезные испытания на этапе приватизации и акционирования. Негативные отголоски тех времен ощущаются и сейчас, хотя нынешнее руководство завода рисует вполне благополучную картину на производстве. Что же происходит на самом деле?
- К сожалению, все трагические события 1993 года (связанные с убийством генерального директора Е.Адаменко и рядом кадровых перестановок в руководстве. - А.К.) серьезно подорвали авторитет завода, и его пришлось восстанавливать. Сейчас завод имеет контракты и живет за счет машиностроительного производства. Хотя в том же 1993 году нынешний директор ТСРЗ Ф.Морозов упрекал и гендиректора Е.Адаменко, и меня, что, дескать, нельзя делать ставку только на производство деталей, нужно развивать и судоремонт. Фактически сегодня они сами пришли к тому, чтобы отказаться от судоремонта...
- Получается, что именно нынешнее заводское руководство свернуло судоремонт!
- Да, ведь у нас, как правило, тот, кто в чем-то упрекает, сам же тем и занимается! Судоремонт - важнейшая составляющая в жизни нашего предприятия. Ведь в машиностроительном производстве занято ограниченное число рабочих. Причем именно в литейном производстве самый высокий уровень механизации - до 50 процентов. Благодаря современным станкам в производстве судовых деталей было занято всего около 250 человек. Общая же численность коллектива предприятия составляла 2.200 человек. По идее, все остальные рабочие должны были бы заниматься судоремонтом, но их нужно было обеспечивать заказами. Как раз бывший генеральный директор Е.Адаменко в свое время делал многое, чтобы судоремонт не пропал и не был свернутым.
- Но теперь эти профессиональные судоремонтники остались без работы? Можно ли еще вернуть квалифицированный персонал на завод?
- Конечно, можно! Это будет очень трудно, но, в принципе, возможно. Видимо, этим придется заниматься новой команде. Ведь судоремонт - работа не только интересная, но и высокооплачиваемая во всем мире. Соответственно и заработная плата на нашем предприятии была самой высокой в городе. Мы выполняли огромный объем работы. Да и устроиться на завод было довольно трудно. Здесь не могли помочь ни связи, ни другие обходные пути. Нужно было на деле доказать свою квалификацию и способность эффективно работать в коллективе, приносить пользу.
- Чем объясняются резкое снижение зарплаты у нынешних работников предприятия, а также значительное сокращение персонала?
- Дело в том, что одним машиностроением нельзя удержать завод на плаву. Этого не хватит, чтобы прокормить большое количество рабочих. Если сейчас на заводе числится примерно 1000 человек, то, значит, трудовой коллектив уже растаял, как минимум, вдвое. Ведь в машиностроении как работало 250 человек, так и работает. А чем, спрашивается, занять остальных? Судов на ремонте сегодня практически нет. Те, что стоят у причалов, - это капля в море для мощностей такого завода.
- Но трудовой коллектив еще и совладелец завода. Сегодня многие акционеры ТСРЗ продают свои акции. Как вы думаете, с чем это связано? Может, акционеры просто устали от отсутствия дивидендов?
- Купля и продажа акций - это сугубо экономическое действие. Хозяин акций прежде всего собственник, и он справедливо ждет какой-то материальной отдачи от этих ценных бумаг. Те, кто не получал дивидендов, уже уверены в том, что нынешнее руководство предприятия некомпетентно и не в состоянии обеспечить нормальную работу завода и хорошую прибыль. Если акционеры увидят в лице новых потенциальных инвесторов перспективу эффективного управления предприятием, то охотно продадут свои акции именно этим организациям. И никакая агитация, никакое лукавство тут не помогут! Нужно делом, а не словами доказывать свое умение руководить.
- Нынешний директор ТСРЗ призывает продавать акции непосредственно заводу. Каков ваш комментарий?
- Понятное дело! Продать акции родному заводу - значит продать любимому директору! Совершенно очевидно, что нынешний директор ТСРЗ Морозов хочет стать единоличным хозяином на предприятии. Как Гусинский на НТВ, так и Морозов на ТСРЗ. Что потом из этого получится, одному Богу известно.
- Нужны ли заводу новый руководитель, новая команда управленцев?
- Лично я уверен, что нужны.
- Есть ли сегодня такой ресурс на предприятии?
- Если говорить о нынешнем руководстве, то, скорее всего, нет. Те, кто сейчас управляет заводом, создали свой замкнутый круг. Никого больше к принятию решений они и близко не подпускают. Всех, кто мог бы составить им конкуренцию, так или иначе убрали с предприятия. Однако, если рассуждать с позиции трудового коллектива, то есть тех, кто непосредственно создавал завод, вкалывал на нем многие годы -станочников, сварщиков, судокорпускников, других специалистов, то ресурс для развития завода есть. Ведь все эти уникальные специалисты остались в родном городе, они никуда не делись. Тяга к работе на судах, тяга к морю не пропали. Это - великая сила, и она обязательно вернет людей на завод!
Где работать тому же корпускнику, как не на нашем заводе? Это специалисты узкого профиля, и сегодня они простаивают, теряют квалификацию. То же самое можно сказать и о станочниках, так как оборудование наше можно назвать уникальным, и найти подобную работу где-то еще практически невозможно. Сейчас рабочие, уволенные с завода, просто болеют! Они очень хотят вернуться! Будет завод снова нормально работать - они и вернутся!
- Герман Федорович, я искренне надеюсь, что завод снова начнет стабильно работать. Тогда он действительно будет по праву называться судоремонтным.
- Очень хотелось, чтобы так и было. Жаль терять такой завод для России, да и для нас, туапсинцев!