HA ЧЕМ НЕ СТОИТ ЭКОНОМИТЬ

Многие ли российские компании могут сегодня похвастаться тем, что социальная политика у них - одно из приоритетных направлений? Увы, нет. К сожалению, на большинстве предприятий о ней вспоминают чаще всего лишь тогда, когда нужно подготовить очередной отчет для высокого начальства или в случае, если начинаются протестные выступления работников. А то и вовсе сбрасывают со счетов.В Аэрофлоте на социалке не экономят. Забота о людях здесь - на первом плане. Кто-то может сказать: подумаешь, какие альтруисты - в наше-то время. Но дело здесь не только в альтруизме, хотя желание творить добро в любое время - благо. Прежде всего на Аэрофлоте (вовсе не переоценивая достигнутое) руководствуются прагматизмом. Здесь хорошо усвоили очевидную истину: заботиться о людях еще и выгодно. Таким образом, социальная политика в ОАО "Аэрофлот" является и будет впредь существенной составляющей производственного процесса.

В условиях затянувшегося системного кризиса, охватившего многие отрасли народного хозяйства, особое значение приобретает социально-трудовой фактор повышения эффективности производства.
Из чего складывается успешная работа на любом предприятии? Из компетентности руководства, отточенного профессионализма сотрудников, высокой ответственности работников за порученное дело. Но не только это. Не менее важное значение имеет здоровье людей, их настроение, готовность трудиться с полной отдачей. Особенно на таком специфическом предприятии, как наше, где, скажем, от самочувствия диспетчера, его работоспособности, эмоционального состояния, наконец, зависит безопасность полетов.
Для гражданской авиации любая нестабильность - производственная или социальная - отрицательно сказывается на количественных и качественных показателях работы и в конечном итоге на безопасности полетов. Поскольку в авиации человеческий фактор является особо важным показателем эффективности всей работы, то и отношение к персоналу должно быть не как к средству производства, а как к его цели.
Каждый руководитель знает, каково иметь дело с сотрудником, который часто болеет или сидит дома на бюллетене с ребенком. Мы уделяем большое внимание здоровью людей. В нашей авиакомпании есть свой медицинский центр, опытные специалисты которого следят за здоровьем каждого сотрудника и при необходимости могут вовремя порекомендовать подлечиться в одном из имеющихся санаториев.
Предприятия, где работник оплачивает лишь пять процентов стоимости санаторной путевки, а ветеранам ежемесячно доплачивают по 500 рублей к пенсии, можно, пожалуй, пересчитать по пальцам. А у нас дело обстоит именно так: и выплачиваем, и доплачиваем. Более того, у нас, в Аэрофлоте, оплачиваются значительная часть проездных билетов и расходы на детей в детских садах. И это при неизменной стабильности самой высокой заработной платы в отрасли!
Многие работники Аэрофлота охотно пользуются известными в стране здравницами с высоким уровнем обслуживания. Вот далеко не полный их перечень: санатории "Правда", имени Фабрициуса, имени Дзержинского, лечебно-оздоровительные комплексы "Зеленая роща" и "Дагомыс" в Сочи. Большой популярностью у аэрофлотовцев пользуется знаменитый санаторий в Старой Руссе.
В прошлом году, например, в домах отдыха по льготным путевкам отдохнули 2600 сотрудников компании. А в детских оздоровительных учреждениях поправили свое здоровье более тысячи ребятишек. И если раньше на социальную программу шли не все предусмотренные на эти цели деньги, то в минувшем году смету расходов даже пришлось увеличить еще на 6,5 миллиона рублей.
Поездка на работу, да еще из отдаленных районов в Москве, - целая проблема. Учитывая производственную необходимость и большую территориальную отдаленность объектов Аэрофлота, авиакомпания обеспечивает своих работников служебным автотранспортом. А для более оперативного передвижения между главным офисом в Москве и подразделениями, расположенными в Шереметьево, по рабочим дням организован бесплатный проезд на автобусе компании.
Конечно же, как и везде, главный вопрос - жилищный. Он у нас никогда не сбрасывается со счетов. На предприятии не иссякает поток молодых специалистов, а значит, вопрос с жильем стоит постоянно. Эта проблема - в ведении управления персонала. Изыскиваются различные резервы и возможности, чтобы своевременно решать ее. Так, в 2000 году 338 аэрофлотовцев справили новоселье. Это радость не только для новоселов, но и для всего коллектива. У нуждающихся в жилье появляется уверенность, что и они получат свою крышу над головой.
Немаловажная проблема - недорого, вкусно и быстро перекусить в обеденный перерыв. И она решается. Для улучшения условий труда авиаработников открыты буфеты в медцентре Аэрофлота, летном комплексе, Центральном международном агентстве и Центре подготовки авиационного персонала.
На государственном уровне в Российской Федерации только обсуждаются надежные варианты негосударственного пенсионного обеспечения. У нас в Аэрофлоте такая система существует уже несколько лет. Сегодня более 5500 работников компании участвуют в негосударственном пенсионном фонде "Аэрофлот-гарант", более 1800 человек уже получают надбавки к пенсии. В этом году планируется привлечь в НПФ еще не менее 1200-1500 работников Аэрофлота.
Самое серьезное внимание уделяется в нашей авиакомпании достойной заработной плате. Справедливо, когда человек за свой труд получает денежное вознаграждение, соизмеримое с количеством и качеством его труда.
Генеральный директор Аэрофлота Валерий Окулов еще в марте этого года отметил, что администрация компании должна дифференцированно подходить к оценке труда каждого работника: "Практика, когда человеку начисляется зарплата только за выход на работу, порочна. Уравниловки в оплате труда быть не должно". В. Окулов отметил также, что в 2001 году предусмотрено повышение зарплаты на 32 процента, а премиальный фонд компании составит пять миллионов рублей.
Эти средства должны служить повышению мотивации инициативной работы. Огульное повышение минимальной оплаты труда - ненадежный стимул. Стимулом может быть только добросовестная, качественная и результативная работа, своевременно отмеченная морально и материально.
Для наиболее эффективного введения в жизнь этого принципа разрабатывается программа сертификации персонала. Также планируется проводить тестирование работников Аэрофлота и ввести систему "личного рейтинга" каждого сотрудника компании, основанную на оценках его деятельности за определенный период.
Инициативу стоит поощрять всячески. В тарифной сетке каждого подразделения авиакомпании намечается ввести не менее 7-10 ступеней для оценки результативности труда.
Одна из важнейших составляющих корпоративного развития - осознание каждым работником предприятия того, что, выполняя свои производственные обязанности, он работает на конечный результат деятельности компании, а именно на повышение доходности. Отсюда возникает необходимость формирования подлинно единой команды, с общими целями и задачами, где каждый понимает: чем лучше работает авиакомпания, тем выше благосостояние ее сотрудников.
Здесь сказано лишь о некоторых аспектах, делающих жизнь аэрофлотовцев стабильнее, надежнее, лучше. А следовательно, способствующих повышению качества работы Аэрофлота.
И это далеко не все меры, необходимые для комплексного развития нашей авиационной компании. Задействованные суммарно, они - мощный стимул для дальнейшего продвижения вперед.
Хочется верить, что все стоящие перед Аэрофлотом задачи по плечу коллективу авиакомпании, которая и в будущем останется в числе лидеров по всем производственным и социальным показателям.