ПОСЛУШАЕМ МАСКАНЬИ

Петрозаводску, несомненно, повезло в том, что известная оперная певица Нина Раутио, живущая и работающая ныне в Лондоне, родилась, училась, начинала свою карьеру именно в столице Карелии. Став звездой мировой сцены, Нина Валентиновна решила сделать подарок своему родному городу: поставила на сцене Музыкального театра оперу Пьетро Масканьи "Сельская честь". Причем Раутио выступила в этой постановке как режиссер, продюсер и исполнительница главной партии Сантуццы.

Если честно, трудно было поверить в успех почти авантюрной затеи - поставить в Петрозаводске оперу на итальянском языке, сделать декорации, пошить костюмы, собрать огромный хор, пригласить на главные партии солистов Большого театра. Но не такова Раутио, чтобы пасовать перед трудностями.
Этот спектакль - первая ласточка ее культурного проекта "Феникс", программа которого рассчитана на много лет. Она предполагает не только постановку оперных спектаклей, но и проведение фестивалей, конкурсов, концертов, организацию мастер-классов для студентов Петрозаводска с участием мастеров искусств.
Опера "Сельская честь" десятилетие назад с большим успехом шла на сцене Большого театра в Москве, но после того как Нина Валентиновна уехала в Лондон, спектакль пришлось снять с репертуара. И вот теперь Раутио восстановила спектакль в Петрозаводске.
- Это решение можно объяснить ностальгическими нотками?
- Музыка Пьетро Масканьи очень красивая, она понятна всем: и искушенным меломанам и простым обывателям, - говорит Нина Валентиновна. - А еще я исходила из возможностей Петрозаводска и его сцены - технических и творческих.
Чтобы использовать эти возможности на 100 процентов, организаторы на конкурсной основе собрали хор - из солистов Музыкального театра, студентов консерватории, просто любителей, отдавших этому виду искусства много лет. Как говорит Нина Раутио, ныне коллектив, наполовину самодеятельный, "способен заткнуть за пояс хор Ла Скала".
Нина Раутио, взяв на себя функции режиссера, заставила оперных певцов отойти от академических традиций и заиграть на сцене "жизнь". А самое главное - удалось привлечь известных солистов Большого театра: Владимира Богачева, Владимира Верестникова, Александру Дурсеневу. Партию Лолы исполнила начинающая петрозаводская певица Наталья Кокорина.
Постановка интересна и тем, что это первый опыт оперной антрепризы в Петрозаводске
- Я считаю, и в Карелии, как во всем мире, следует перейти на контрактную систему при приглашении деятелей искусства на тот или иной проект. А еще обращаюсь к жителям республики с "немодным" призывом: будьте патриотами. Если б каждое предприятие, каждая частная фирма перечисляли один процент своих доходов на культуру, вы не представляете, чего можно было бы добиться. Вполне реально за два года построить огромный театральный центр с круглой сценической площадкой, начиненной современнейшей техникой. Он стал бы и концертным залом, и цирковой ареной, и местом проведения всевозможных фестивалей. Еще я бы хотела, чтоб в республике нашлись средства на строительство плавучей сцены-раковины, которая могла бы устанавливаться на любой озерной глади - а озер в Карелии, сами знаете, не счесть. Это позволило бы устраивать фестивали на воде в красивейших местах, куда съезжались бы весь Северо-Запад России, вся Скандинавия. А связи с зарубежными звездами, творческими коллективами, импресарио у меня прямые. И в Италии, и в Великобритании, и в Финляндии. Были бы средства...