ДОМ ПЫЛАЛ - ПОЖАРНЫЕ ЗЕВАЛИ

Виктор Петрович Бачкалов ушел в запас после 20 лет армейской службы. Потянуло на малую родину - в Белгородчину. В селе Сажное Яковлевского района продавался дом - не хоромы, но сухой и теплый, сложен из железнодорожных шпал.

У третьего сынишки - Егорки - бронхиальная астма. И старшим сыновьям-студентам Денису и Даниле отсюда удобно добираться до Белгорода - на электричке 20 минут. В общем, все складывалось как нельзя лучше. На компенсацию, полученную Бачкаловым при увольнении, а ему еще и долги по зарплате погасили, семья купила новую мебель, бытовую технику, компьютер. "Мы в Сажном почти и не жили, - вздыхает Неля Анатольевна, жена отставника. - Осенью перевезли имущество, а сами вернулись в Нижегородскую область, где ребята оформляли перевод в Белгородский университет. В доме осталась лишь мама-пенсионерка"...
Почему среди февральской ночи загорелась веранда дома Бачкаловых - осталось невыясненным. Представители пожарной части возможной причиной назвали "замыкание электропроводки", но вследствие чего - не установили. А вот как тушили пожар - отдельный разговор. Это и послужило причиной иска Бачкалова к пожарным.
Когда его теща Нина Григорьевна проснулась из-за дыма, горело только вокруг входной двери на веранде. Схватив сумку с документами, она выбралась в окно и побежала к соседям-пенсионерам Юшковым. Решительный Иван Дмитриевич завел "Ниву", чтобы быстро съездить за 800 метров к ближайшему телефону. Звонок в пожарную часть, находящуюся в соседнем селе Гостищево, поступил в 2 часа 55 минут, и уже через 18 минут прибыла пожарная машина. А дальше началось непонятное.
Пожилые соседи, пытавшиеся вместе с хозяйкой гасить огонь снегом и ведрами воды, удивились, что на вылезшем из машины бойце - не спецодежда, а спортивный костюм и кроссовки, и что противостоять пожару он собирается в одиночку. Его напарник, сидевший за рулем, из кабины не выходил.
- Горело еще не сильно, - рассказывал на суде Юшков, - мы считали, что пожарные легко справятся с огнем. Да куда там! Вода из шланга едва шла, даже до крыши веранды не доставала. А через 2 - 3 минуты вообще прекратилась. Мы говорим: воду можно набрать в колодце, до которого 25 метров, или в ручье - за 800 метров. Но пожарные категорически отказались. Тогда мы предложили растащить деревянную веранду баграми, пока огонь не перебросился на дом. "Багров у нас нет", - ответил боец. Примерно в 3.40 пожарные отбыли восвояси...
Приведу несколько цитат из решения Яковлевского райсуда: "Убедившись, что силами одной машины и двух человек ликвидировать пожар не удается, Губарев и Беседин (бойцы прибывшего расчета) запросили помощи. Но воспользоваться рацией они могли, только выехав из села, расположенного в низине. Они также не оценили возможность забора воды из ближайших водоемов, а водозабор на станции Сажное не действовал уже длительное время... У автомобиля ГАЗ-66, на котором прибыли бойцы, емкость цистерны - полторы тонны, что явно недостаточно для тушения пожара дома Бачкалова... Ответственные должностные лица отдела госпожарслужбы Яковлевского района, обладавшие информацией о количестве бойцов, машине, уехавшей на тушение пожара в село, где нет специального водозабора, тем не менее своевременно не направили туда дополнительные силы и средства. Случилось это только после 5 часов утра, когда огнем был охвачен весь дом..."
Суд пришел к выводу: дом и имущество Бачкаловых "сгорели в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами отряда N 8 государственной пожарной службы Яковлевского района своих обязанностей". И постановил взыскать с отряда в пользу Виктора Бачкалова материальный ущерб в сумме 231 тысячи рублей, а также компенсацию морального вреда - 30 тысяч рублей. Это решение суд вынес в ноябре прошлого года. Никаких денег Бачкаловы еще не получили.
- И к МЧС, и к такому его подразделению, как пожарная служба, я отношусь уважительно, - говорит офицер-отставник Виктор Петрович. - Но когда мне соседи и теща рассказали в деталях, как "тушили" наш дом, я не мог не обратиться в суд. Ведь этот случай свидетельствует о явном разгильдяйстве. Дом можно было спасти. Но когда я стал обращаться в ОГПС, в прокуратуру, к местным властям за разъяснениями и помощью, то поразился всеобщему равнодушию.
Должностные лица упрекают Бачкалова: "надумал поживиться за счет государства". Это не раз звучало на судебных заседаниях. Его спрашивали, почему предъявляет иск пожарным - ведь не они дом подожгли? Но они не сделали того, что сделать было их долгом, - не спасли его. К такому же выводу пришел и районный суд, занявший сторону Бачкалова. Но облсуд недавно отменил это решение. Значит, будет новое заседание - и опять станут "давить" на Бачкалова. Он убежден, что вся эта многомесячная канитель на руку должностным лицам, которые не могут или не хотят выполнять свою работу в соответствии с законами и инструкциями. Значит, не исключено, что и на другой пожар бойцы ОГПС прибудут, что называется, налегке - с незаполненной цистерной, в тапочках и без багров... Но кто-то за это должен отвечать?!
Пока Бачкаловы нашли временное пристанище в хибарке, где голова упирается в потолок... А село с подходящим названием - Погореловка.