ЖЕРТВЫ ЛИХОЛЕТЬЯ

Несколько тысяч верующих собралось ранним утром в субботу на печально известном Бутовском полигоне в Москве.

В этой земле покоятся останки более 20 тысяч человек. Сколько точно - неизвестно. Среди невинно убиенных и ответственный редактор газеты "Труд" Михаил Иванович Попов. Он был казнен в 1941-м за "контрреволюционную деятельность" и захоронен в одной из братских могил.
Служба шла по уже сложившейся традиции прямо под открытым небом - на огромном поле, заросшем березняком, возле поселка Дрожжино. Еще в 1997 году на полигоне поставили деревянную церквушку, но вместить всех желающих она не в состоянии - слишком много народа здесь собирается, чтобы помянуть погибших. Вот почему и решили построить здесь большой каменный собор.
- А могилы где? - спрашивает молодая женщина.
- Какие могилы? - удивилась пожилая дама с незабудками в руках. - Хоронили везде. Раскапывали экскаватором глубокие и длинные траншеи, куда и сбрасывали трупы. Один ряд положат, землей присыпят, потом следующий...
- В этой земле спят вечным сном более 900 священнослужителей. "Вот мой дед, Александр Введенский, - моя собеседница достала фотографию в рамке. - Он служил в храме в подмосковном Буженинове. Об этом узнала совсем недавно - теперь есть куда цветы принести.
Сюда несут и несут цветы и зажженные свечи. Галина Ламбинг ухаживает за братскими могилами, сажает цветы.
- Когда фундамент для церкви рыли, - рассказывает она, - столько костей человеческих нашли. Черепа, пробитые пулями, одежда... А в кармане убиенного священника нашли частичку плащаницы преподобного Сергия Радонежского. Наш настоятель отец Кирилл Каляда - его дед тоже расстрелян в Бутове, говорит, что структура почвы и трав от такого количества человеческой плоти изменила свой состав...
Все замолчали, когда над полем разнеслись слова молитвы: "Всем усопшим в годы лихолетья, страданий и мучений претерпевших - вечная память..."