КАДРОВЫЕ ВИРАЖИ И "МЕРТВЫЕ ПЕТЛИ"

Недавно бывший первый заместитель министра обороны РФ Николай Михайлов заявил, что кризис оборонно-промышленного комплекса России глубже, чем кризис Вооруженных сил. Ссылаясь на доклад Совета по внешней оборонной политике, посвященный военному строительству на нынешнем этапе, он даже сделал вывод, что наш ОПК прекратил выполнять основную функцию - в полной мере обеспечивать армию современным вооружением.

Возможно, отставной военачальник погорячился: хоть и в ограниченном количестве, но все же новые зенитно-ракетные комплексы, системы залпового огня, танки, САУ, боевые самолеты и даже корабли и подлодки поступают в войска и на флот. Но то, что оборонная промышленность в последние 15 лет перебивается, как говорится, с воды на квас, - увы, горькая правда. По данным некоторых экспертов, сегодня до 70 процентов заводов, фабрик, научных учреждений, работающих на оборону страны, или находятся на грани банкротства, или уже банкроты. Причин этому можно назвать немало. Среди них и общее состояние экономики, отсутствие гарантированного госзаказа, непродуманная конверсия и "пиратская" приватизация.
К сожалению, "болезни" оборонки зачастую пытаются лечить самым простым, но малоэффективным "лекарством" - сменой руководства предприятий. Причем нередко при этом разгораются настоящие битвы между акционерами, различными структурами, заинтересованными, как выясняется, лишь в достижении собственной выгоды. А в результате предприятие идет ко дну. К примеру, на крупнейшем в Санкт-Петербурге "Пролетарском заводе", производящем судовое и корабельное оборудование, два крупнейших акционера - государство и группа компаний "ИСТ" - сместили директора ОАО Валерия Суслова и поставили на его место Владимира Гайдамаку. Однако Суслов, вооружившись определением Выборгского районного суда, с помощью судебных приставов и вооруженных автоматами людей в масках захватил свою прежнюю "вотчину". Пока директоры делили кресло, завод простаивал. А у него, между прочим, крупные заказы из Китая, Индии, Вьетнама. Смена директора на Ступинском металлургическом предприятии, тоже работающем на оборону, за короткий срок привела его на грань разорения.
Впрочем, еще можно понять, когда одного за другим меняют директоров на заводах и фабриках, которые на ладан дышат. Утопающий, как известно, хватается и за соломинку. Но зачем это делать и в тех немногих структурах ОПК, где дела идут вполне благополучно?
Возьмем Российскую самолетостроительную корпорацию (РСК) "МиГ". Это крупнейший в стране концерн, занимающийся разработкой, производством, маркетингом, поставкой и послепродажным сопровождением боевых и гражданских самолетов, вертолетов, авиационных двигателей, агрегатов и бортового оборудования. Продукция РСК эксплуатируется в 80 государствах мира. Фронтовой истребитель МиГ-29 получил международную известность как один из лучших в своем классе. Ударные, корабельные и многофункциональные вертолеты серии Ка неизменно вызывают восхищение специалистов наиболее "продвинутых" в авиационном отношении стран. Еще два года назад корпорация вошла в первую пятерку самых прибыльных оборонных предприятий России. Знаковым событием стало возвращение РСК на европейский рынок и установление партнерских отношений с ведущими производителями военной техники - европейским аэрокосмическим оборонным концерном EADS, компаниями "Талес", "Снекма".
Но почему-то в фирме, которая явно на подъеме, за несколько лет уже дважды меняли генеральных директоров. Вначале вместо Коржуева назначили представителя АХК "Сухой" Николая Никитина. В ноябре прошлого года по предложению руководства Российского авиационного агентства тогдашний премьер РФ Михаил Касьянов освободил Никитина от должности. Ему поставили в вину серьезные финансовые проблемы корпорации и провал программы по запуску в серию пассажирского самолета Ту-334. Место гендиректора и генерального конструктора в декабре занял опять же "суховец" (зам. руководителя АХК "Сухой") Валерий Торянин. Это назначение было вполне оправданным: еще работая в "Росвооружении", Торянин убедил наших индийских партнеров, что для покупаемого ими у России тяжелого крейсера "Адмирал Горшков" необходимы именно палубные истребители МиГ-29К. Кроме того, новому гендиректору предстояло решить еще одну очень важную задачу - принять участие в реализации плана правительства по созданию единого российского авиационного холдинга.
Но прошло всего пять месяцев, а МиГу опять грозит смена руководства. На этот раз у штурвала корпорации собирается встать глава научно-производственной корпорации "Иркут" Алексей Федоров. Он - человек хорошо известный как в политических, так и предпринимательских кругах. В свое время возглавил совет иркутской областной организации "Единства", эффективно управлял принадлежащей ему частной компанией, проявляет завидную активность в своей сфере. Только в августе прошлого года во время проведения аэрокосмического салона МАКС-2003 Федоров сумел добиться подписания протокола о намерениях с американской компанией "Hawkins-Powers" на поставку в США 8 самолетов Бе-200, предназначенных для борьбы с лесными пожарами. Начало поставок запланировано на 2007 год. Там же он объявил о намерении объединить "Иркут" и ОАО "ОКБ им. Яковлева". В ноябре в Иркутске Федоров уже ратовал за создание Сибирской лизинговой компании. Тем более пока совершенно непонятно, зачем человеку, лелеющему такие грандиозные планы, так резко менять руководящее кресло. Да и кто же в таком случае будет отвечать за взятые обязательства?
Есть еще одно сомнение. Если Алексей Федоров все же станет гендиректором РСК, сумеет ли он отрешиться от интересов владельца частной компании? Не получится ли так, что новый руководитель вынужден будет вступить в конкуренцию сам с собой? И что при этом перетянет - государственная или личная выгода? Наверное, эти "знаки вопроса" известны и руководству Минобороны, "Рособоронэкспорта", да и всем государственным людям, заинтересованным в эффективной работе одной из лучших оборонных корпораций страны.
Вряд ли возможно проникнуть в подлинные причины, подтолкнувшие президента корпорации "Иркут" стать соискателем поста гендиректора РСК "МиГ". Но на определенные размышления может натолкнуть распространенный информационным агентством РБК список "ТОП-100 убыточных компаний России". "Иркут" там значится под первым номером.
Сотрудники "МиГа" сейчас в томительном ожидании. Они только сработались с Валерием Торяниным. И перспектива опять оказаться под взмахами "новой метлы" вряд ли кого-то радует. В уникальных коллективах, подобных тому, что сложился в корпорации "МиГ", обычно очень болезненно воспринимают скоропалительные "новшества". Достаточно вспомнить, что после назначения гендиректором Николая Никитина около двухсот ведущих специалистов РСК подали заявления об уходе по собственному желанию...