"ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ": ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ!

Почувствуйте разницу. Когда не так давно сестра Майкла Джексона, также специалистка по вокальной части, по случайности или преднамеренно оголила грудь перед многомиллионной американской аудиторией, разразился страшный скандал и ее, бедняжку, заклеймили на веки вечные позором. Когда в Канне буквально на днях у поднимавшейся по знаменитейшим 24 ступенькам, ведущим во Дворец фестивалей, Софии Марсо с левого плечика соскользнула бретелька и взглядам собравшихся предстал во всем первозданном великолепии ее бюст, французы разразились аплодисментами и предела их восторгам не было как там, на набережной Круазетт, так и во всех городах и весях благодаря стараниям телевизионных репортеров.

Да, Франция - открытая, жизнелюбивая страна, в которой ценят прекрасное и высмеивают ханжество и претензии на знание истины в последней инстанции. То есть то, что с легкой руки тамошних правителей сейчас так модно за океаном. Хотя и в Америке есть немало талантливых и смелых людей, которые не идут на поводу политической корректности и режут правду-матку в глаза, как это сделал со своим кинопамфлетом "Фаренгейт 9/11" Майкл Мур. В прошлом году бородатый толстяк был награжден "Золотой пальмовой ветвью", а вот в нынешнем, как считают многие кинокритики, такой чести наверняка бы удостоился автор галактической эпопеи и муровский соотечественник Джордж Лукас, который привез в Канн последнюю третью главу "Звездных войн" под названием "Месть ситхов". Но вся загвоздка в том, что, несмотря на настоятельные просьбы мэтра мирового киноискусства Фрэнсиса Копполы, а вместе с ним еще нескольких известнейших режиссеров в адрес дирекции фестиваля включить ленту в главную программу на правах конкурсной, им не пошли навстречу. Так что заключительная глава эпопеи, пожалуй, самая сильная как по технической, так и смысловой насыщенности, оказалась вне игры.
И тем не менее на Лазурном Берегу Джорджу Лукасу отдали должное, наградив его престижным призом "Каннский трофей", которым до него были отмечены десять самых выдающихся деятелей киноискусства. В вызвавшей повальный энтузиазм ленте рассказывается о том, как происходит переход носителя добра Анакина Скайуокера на сторону темных сил и его превращение в их главу, адское исчадие - Дарта Вэйдера. На пресс-конференции, состоявшейся после триумфального просмотра, американский режиссер рассказал о том, что его также интересовали процессы, которые приводят к тому, что демократическая в принципе республика постепенно становится диктатурой.
- Я всегда интересовался историей, и меня поражало, как легко люди отказывались от демократии, - делился своими мыслями Джордж Лукас. - Так, французская революция положила конец деспотизму, но после сделала Наполеона императором. Таких примеров масса. Сценарий "Звездных войн" я написал во время вьетнамской войны, пытаясь понять ее истоки. История повторяется. И это особенно бросается в глаза в сегодняшней Америке.
Премьера "Мести ситхов" вылилась в настоящий праздник, который проходил не только в Канне, где Джордж Лукас, успевший за минувшие годы стать миллиардером, устроил роскошный праздник на арендованном им самом роскошном в мире теплоходе "Куин Мэри II", но и в Париже. В самом центре французской столицы фанаты фантастического киносериала, а здесь им счет идет на десятки тысяч, устроили шествие, предварительно переодевшись в персонажей "Звездных войн". В фойе театра "Гранд Рекс" нарасхват шли копии шлема зловещего Дарта Вэйдера, "лазерные мечи" и прочие сопутствующие товары.
Тем временем фестиваль достиг своего апогея. Члены жюри уже отсмотрели больше половины из двадцати одной конкурсной ленты. Сильное впечатление произвел на фестивальный люд фильм режиссера Ларса фон Триера "Мандерлей". В этой работе, снятой, как и его предыдущий фильм "Догвиль", в театрально-условной манере, датчанин продолжает исследовать американское общество времен Великой депрессии. Николь Кидман, которая отклонила предложение режиссера продолжить сотрудничество, в роли Грейс в "Мандерлее" заменила молодая актриса Брайс Даллас Хоувард и прекрасно справилась со своей задачей.
В качестве другого возможного претендента на главную награду также называют "Тайну" австрийского режиссера Микаэля Ханеке. Последователь Хичкока, большой умелец нагнетать атмосферу неуверенности и ужаса, Ханеке представил на суд каннского киносмотра историю Жоржа, ведущего литературных программ на телевидении, и его жены. Семейная пара начинает ни с того ни с сего получать на свой адрес пакеты с видеокассетами, на которых под разными углами заснят их дом. Постепенно психологический прессинг увеличивается и приводит Жоржа сначала в места, где он провел детство, а затем к давно забытому другу, алжирцу по национальности, перед которым он испытывает чувство вины за некий неблаговидный поступок. В главных ролях в "Тайне" снялся прекрасный дуэт французских актеров - Жюльетт Бинош и Даниэль Отей, которым удалось передать механику страха, шаг за шагом вселяющегося в души людей. Много шума наделала лента молодого мексиканца Карлоса Рейгадаса "Битва на небесах", который на современный манер пересмотрел методы неореализма, принесшие в 50-е годы прошлого столетия славу итальянскому кинематографу. Получилось жестко, со сценами откровенного секса, которые шокировали даже привыкших ко многому фестивальных зрителей, но, несомненно, талантливо. А зная любовь нынешнего председателя жюри Эмира Кустурицы ко всему необычному, даже шокирующему, можно предположить, что у "Битвы на небесах" хорошие шансы.