КРАСНЫЙ СВЕТ - ХОДА НЕТ

15 мая 1935 года перед пассажирами впервые распахнулись двери Московского метрополитена. Горожане сразу оценили преимущества самого быстрого и комфортного вида транспорта.

За 70 лет работы в метро многое изменилось. Протяженность линий выросла до 275,6 километра, а количество пассажиров увеличилось с 200 тысяч до 9 миллионов человек в сутки. Сегодня на долю московской "подземки" приходится 47 процентов всех пассажирских перевозок города.
Но растущая популярность метро породила и ряд трудностей. Одна из главных - перегруженность линий: по данным управления Московским метрополитеном, половина из них уже в полтора раза превышает допустимые нормы. Обычным явлением стали "пробки" у эскалаторов и давка в вагонах: полностью исчерпали так называемую пропускную способность станции "Комсомольская-кольцевая" и "Выхино", усложнилась ситуация на станциях "Тушино", "Новогиреево", "Щелковская" и многих других, куда стекается огромное количество народа из новых районов столицы и Подмосковья. К сожалению, пропорционально загрузке станций снижается качество обслуживания пассажиров.
- Чтобы изменить ситуацию, надо активнее строить новые линии,- поясняет начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.- Однако сеть подземных дорог развивается слишком медленно: ежегодно в эксплуатацию вводится лишь 2-2,5 километра "подземки" - втрое меньше, чем необходимо. Сейчас дефицит линий метро у нас составляет более сотни километров. Не хватает и новых пересадочных центров, благодаря которым можно более эффективно распределить пассажиропотоки и повысить качество обслуживания...
В последние десять лет в рамках модернизации метро много чего было запланировано и даже начато, но из-за нехватки средств реализация важнейших проектов год от года откладывается. Хотя справедливости ради отметим: намечено открытие линии "Киевская - Международная" (Москва-сити). Продолжается строительство второго выхода станции метро "Маяковская". К 2007 году, как ожидается, будет завершена прокладка линий "Митино - Строгино" и Люблинско-Дмитровская, а в 2008-м намечен ввод в эксплуатацию участка "Трубная площадь - Марьина роща".
Впрочем, о сроках можно говорить с некоторой натяжкой. "Все зависит от инвестиций",- разводят руками специалисты. Раньше метро строили за счет государственных средств, сегодня же ситуация изменилась: лишь 20 процентов средств направляется из федерального, а 80 - из городского бюджета. Правда, на законодательном уровне прорабатывается возможность перераспределения инвестиционных потоков хотя бы в соотношении 50 на 50. Но когда это свершится - неизвестно.
Сейчас много говорят о так называемом "легком метро". Оно, конечно, дешевле, чем традиционная "подземка", однако создает много неудобств для горожан. Например, с открытием Бутовской линии жители окрестных микрорайонов жалуются на шум и вибрацию. И вопрос сейчас поставлен ребром: демонтировать линию или построить защитные сооружения, внедрить технологии, снижающие воздействие скоростного наземного транспорта на окружающую среду.
Тем не менее метрополитен остается для горожан самым необходимым видом транспорта. Московское метро, между прочим, входит в тройку лучших метрополитенов мира, является членом клуба лучших "подземок", куда входят скоростные железные дороги Токио, Нью-Йорка, Гонконга, Сан-Пауло, Мехико, Берлина, Парижа и Лондона.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Генеральный директор Ассоциации метро Евгений Дубченко:
- С открытия Московского метрополитена началась история метростроения в нашей стране. В 1955 году открылось метро в Ленинграде. Потом одно за другим вводились в строй метрополитены в крупнейших городах Советского Союза: Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Минске, Харькове, Баку, Ереване, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске. Все они входят в нашу (теперь уже международную) ассоциацию. Мы, специалисты, постоянно общаемся, консультируем друг друга, решаем общие для всех задачи.
По каким признакам в бывшем СССР выбирался город для строительства в нем метро? Кроме политических, учитывались демографические факторы: с появлением миллионного жителя мегаполис получал право на скоростной вид транспорта. Эти критерии существуют и сегодня, но соблюдать их нелегко. И все-таки в августе этого года откроется метрополитен в Казани - это событие приурочено к тысячелетию города. Идет строительство "подземок" в Уфе, Челябинске, Омске, Красноярске. Проектируется метро в Ростове-на-Дону.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
l Сегодня в системе Московского метрополитена работает более 35 тысяч человек.
l Самая длинная линия метро - "Серпуховско-Тимирязевская" - 41,2 километра, а самая короткая - "Каховская" - всего 3,3 километра.
l Самая глубокая станция "Парк Победы" - 84 метра.
l Среднесуточный пробег одного вагона - 533 километра.
l Во время Великой Отечественной войны московское метро служило бомбоубежищем. За время "воздушных тревог" здесь родилось 217 малышей.
А КАК У НИХ?
ПАРИЖ
Парижский метрополитен в 2000 году отметил свое столетие. В настоящее время протяженность его рельсов - 212 километров, количество станций - 294. Ежедневно услугами метро пользуется от четырех до 4,5 миллиона пассажиров. Речь идет не только о парижанах, но и жителях пригородов: ветки метрополитена выходят за городские границы.
К этому стоит также добавить следующее. Помимо собственно метрополитена в парижском районе существует сеть линий RER, нечто среднее между метро и загородной электричкой. Ее линии выходят за пределы Парижа на расстояние от 10 до 30 километров, а в самой столице соединяются переходами с метрополитеном. Услугами этой сети пользуются еще от одного до полутора миллиона пассажиров. Население собственно Парижа - 2,2 миллиона человек. Париж с пригородами - свыше 10 миллионов человек.