Создатели яркого детства

"Купи меня и прочитай!" - зазывают иллюстрации в книге, но только в том случае, если

"Купи меня и прочитай!" - зазывают иллюстрации в книге, но только в том случае, если художник-иллюстратор поработал на совесть: создал персонаж, мимо которого невозможно пройти.

Больше всего иллюстраторы любят работать над детскими книжками, несмотря на то что у них свой язык, которым не все можно сказать, и свои каноны. "Но зато в детских книгах, как правило, наиболее вкусные сюжеты, - рассказывает Михаил Емельянов, там можно развернуться и всегда большой простор для фантазии. А книги для взрослых редко бывают с большим количеством иллюстраций, разве что подарочные. Но хоть я и очень люблю их иллюстрировать, заказы на них поступают редко".

Мультфильмов нет - рисуйте в книге

Часто иллюстраторы приходят в профессию под впечатлением от картинок из своих детских книжек. Вот как рассказывает о своем пути Игорь Сакуров, человек, который работал над серией книг об Эрасте Фандорине: "Естественно, все мы родом из детства. И мое детство прошло в обнимку с "Библиотекой приключений", известной всем любителям книг. Разумеется, эти книжки были с картинками. Я любовался ими, копировал их и даже потом выжигал на дощечке - тогда это было своеобразной традицией. А в дальнейшем я просто попытался претворить свою детскую мечту в жизнь".

А Евгения Нетылкина, главный редактор журнала "Союзмультфильм" и аниматор, как и многие ее коллеги, стала иллюстратором книг по необходимости, когда 10 лет назад в нашей стране практически не снимали мультфильмов.

Учимся долго, зарабатываем мало

Так или иначе, но почти все художники-иллюстраторы начинают осваивать свою профессию еще в детстве, в обычных художественных школах, продолжают - в профессиональных художественных училищах и уже потом могут повышать свою квалификацию в высших учебных заведениях. Четкой специализации "художник - иллюстратор книг" нет практически ни в одном образовательном заведении страны, студенты получают разносторонние знания на факультете живописи и выходят в свет художниками-аниматорами или даже художниками-декораторами.

Возможно, такая многоступенчатая система оправдывает себя. Ведь иллюстратор должен владеть не только живописью, рисунком и графикой, но и знать теорию искусств, литературное творчество, художественные дисциплины, техники рисования - от простого карандаша до компьютерной графики, а также представлять себе всю технологию работы над иллюстрацией в книге, журнале, газете или открытке.

Редко случается, что художники-иллюстраторы всю жизнь работают только над книгами. Их работу нельзя назвать высокооплачиваемой: например, начинающий специалист может получать в издании чуть больше 10 тысяч рублей, с опытом работы три года - 25 тысяч рублей в месяц, за одну отрисованную открытку, принятую в печать, - 6 тысяч рублей.

А, допустим, в Нью-Йорке иллюстраторы в среднем зарабатывают 5 тысяч долларов в месяц. Поэтому многие российские специалисты халтурят где придется: в художественных мастерских, в компаниях, занимающихся рекламным и выставочным бизнесом, в редакциях газет и журналов.

Рисуем нелюбимых героев для любимых авторов

Бывает и такое, что художник-иллюстратор отказывается от работы в издательстве, если ему не нравится персонаж, прописанный в книге. Например, Михаил Емельянов, иллюстратор из Москвы, убежден, что рисовать нелюбимых героев нельзя. Он сначала читает текст, и только если персонажи становятся любимыми, приступает к работе.

Хотя некоторые все же берутся за работу, несмотря на нелюбовь к персонажу. "У меня был такой момент с книгой Успенского, - рассказывает Евгения Нетылкина. Я приехала в Москву иллюстрировать "Следствие ведут Колобки". После прочтения рукописи я была немного в шоке. "Колобки" мне не нравились, там была одна глава, которую я просто рисовать не могла. Речь шла про какого-то ужасного истребителя кошек, который делал из них шапки. В итоге я выполнила свою работу - Успенского каждый день не предлагают. Правда, не знаю, было ли это смешно детям".

Тем не менее в работе этих специалистов бывает брак. "Можно, конечно, и проворонить что-то, - говорит Игорь Сакуров. - Ведь в книге описание персонажа не всегда дано на одной странице. Какая-то черточка может быть упомянута потом. И мне случалось рисовать с ошибками: надо с бородой, а я без бороды рисую. Поклонники Бориса Акунина имеют форум, где есть раздел "Плюшки", куда они вносят ошибки не только из текста, но и из картинок. И мне пеняли, что где-то я без усов героя нарисовал, а где-то без бороды".