19 июля 2018г.
МОСКВА 
24...26°C
ПРОБКИ
4
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 62.90   € 73.13
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

В Каннах любят подглядывать за жизнью

Бехназ Джавари и Джафар Панахи в фильме «Три лица». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Светлана Хохрякова
Опубликовано 00:09 18 Мая 2018г.

Кто интереснее фестивальному жюри: французские забастовки или Виктор Цой?


19 мая завершается 71-й Каннский кинофестиваль. Жюри под руководством австралийской актрисы Кейт Бланшетт, отметившей собственное 49-летие на просмотрах конкурсных картин, вынесет свой вердикт. В числе арбитров – и российский кинорежиссер Андрей Звягинцев.

Среди участников – никому неведомые дебютанты и классик мирового кино – 87-летний Жан-Люк Годар с самым свободным фильмом, какой только можно себе представить, – «Книгой образов», состоящей из «вспышек памяти». Сам мэтр на фестиваль так и не приехал, расценивая его как мишуру. Среди фаворитов – «Холодная война» живущего в Великобритании поляка Павла Павликовского, обладателя «Оскара» за фильм «Ида». Картина, снятая на польском языке с польскими актерами, рассказывает о послевоенной Польше, куда дотягивается «рука Москвы». Девушка Зула (ее роль сыграла Джоэнна Кулиг), поступает в музыкальный коллектив, исполнив песню «Сердце, тебе не хочется покоя», которую поет Леонид Утесов в «Веселых ребятах». Судьба забросит ее в разные страны, где она будет выступать на фоне портретов Сталина. Ее музыкальный руководитель и возлюбленный, эмигрировавший во Францию, не избежит 15-летнего заключения. Эта графичная черно-белая картина кому-то показалась лишенной сильных эмоций и настоящей любви, хотя именно о ней здесь и идет речь.

«Пепельный – самый чистый белый» одного из самых мощных китайских режиссеров Цзя Чжанкэ пока, похоже, остается лучшей картиной фестиваля и рассказывает о судьбе китаянки, связавшей судьбу с гангстером, отсидевшей за его спасение пять лет и вернувшейся к разбитому корыту. Сыграла ее жена режиссера Чжао Тао, которая как никто достойна награды за лучшую женскую роль. «Черный клановец» американского темнокожего режиссера Спайка Ли, все время снимающего злободневные и высококлассные фильмы на тему ущемления интересов черных, в этот раз рассказал о Ку-клукс-клане 70-х, соединив события тех лет с тем, что происходят в эпоху Трампа. Спайк Ли стал самой экзотической фигурой фестиваля, появившись на премьере в парчовом костюме и с кольцами-кастетами в виде слов «Любовь» и «Ненависть».

Но, пожалуй, все эти картины способна потеснить лента «На войне» Стефана Бризе, снятая как документальная и рассказывающая о том, как люди труда добиваются своих интересов, выйдя на забастовку. Именно такие не придуманные картины, словно бы выхваченные из жизни, уже не раз получали на Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь». Но впереди еще «Дикая груша» одного из самых ярких представителей турецкого кинематографа Нури Бильге Джейлана, «Пылающий» южнокорейского гения Ли Чан-дона. В последний конкурсный день покажут и «Айку» российского режиссера Сергея Дворцевого, работа над которой продолжалась в дни фестиваля.

Премьера «Девушек солнца» Евы Хассон о батальоне отважных курдских женщин вылилась в марш других разгневанных женщин во главе с Кейт Бланшетт, которые вышли на красную дорожку, чтобы заявить об ущемлении их прав в кино. И фестиваль в ответ заявил, что будет введена квота на женское кино. А вот к чему приведет равенство и братство (сестринство?), еще неизвестно, если отбирать будут, руководствуясь соблюдением квот по полу или расовой принадлежности.

«Три лица» опального иранского режиссера Джафара Панахи – пример того, что кино можно снимать без денег, в неволе, где угодно, если есть страстное желание и и талант. Обращение к руководству Ирана не возымело действия, и режиссера на фестиваль не выпустили. Панахи, сыгравший самого себя, вместе с известной актрисой Бехназ Джафари отправляется в провинцию на спасение девушки, выложившей видео, где она пытается лишить себя жизни. И это такая мощная панорама жизни страны, где Панахи свой, плоть от плоти! До 2030 года ему запрещено заниматься кинематографической деятельностью, но он как-то умудряется избегать всех предписаний.

Без Кирилла Серебренникова прошла и премьера «Лета» о 19-летнем Викторе Цое, который в начале 1980-х знакомится в Ленинграде с основателем группы «Зоопарк» Майком Науменко и его женой Наташей. Главные роли сыграли южнокорейский актер Тео Ю, сумевший уловить характерные черты российского музыканта, о котором до начала работы он даже не знал, а также фронтмен группы «Звери» Рома Зверь, удачно дебютировавший в роли Майка, и молодая актриса Ирина Старшенбаум в роли несостоявшейся возлюбленной Цоя. Кирилл Серебренников не успел доснять картину, ее заканчивали его коллеги, а монтировал фильм он сам, находясь под домашним арестом. Возможно, по этой причине в последний момент, чтобы свести концы с концами, и появилась анимация, которая придала фильму что-то детское и нежное. Так что теперь многие вопросы по поводу недостоверности показанных событий снимаются. Периодически в кадре появляется герой-скептик с табличкой «Ничего этого не было», а самые обычные советские граждане поют в общественном транспорте, переводя картину в жанр мюзикла. «Лето» великолепно приняли на фестивале, и у него есть все шансы на награду.

«Донбассу» Сергея Лозницы, открывшему программу «Особый взгляд» и рассказывающему о событиях на востоке Украины, пожалуй, не хватило документальной мощи, которой Лозница, несомненно, обладает. Слишком много театрализации. Но таков выбор режиссера. В игровых фильмах он ведет актеров к доведенному до пика гротеску, иногда с явным перебором, что дает неожиданный эффект – не всегда тот, какого добивался постановщик. Отметит ли его жюри, в которое вошел и 26-летний российский режиссер Кантемир Балагов, предугадать сложно. Вторая по значимости программа оказалось сильной. Особый интерес вызвала шведская «Граница» о женщине, напоминающей зомби и обладающей собачьих нюхом.

После семилетнего отсутствия на фестиваль приехал отлученный от Канна за неуместную шутку о симпатиях к Гитлеру датский режиссер Ларс фон Триер. Он представил новую картину о серийном убийце «Дом, который построил Джек». Но фюрер-таки появится на экране в кадрах хроники, к которой плавно подведет режиссер все свои театрализованные опыты по моделированию идеального убийства, к которому стремится его Джек Потрошитель. Триер в очередной раз попытался раскрыть природу зла, которая есть в каждом человеке. После того, как многие актеры отказались играть кровавого героя, нашелся Мэтт Дилан, проявивший невероятную стойкость и мужество. Ведь целыми днями его бутафорский Джек только и делает, что кого-то убивает, даже детей. И тут Триер, кажется, зашел за дозволенную черту и еще нахлебается за сцены с мертвыми мальчиками.




Как вы оцениваете выступление сборной России на чемпионате мира по футболу 2018 года?