10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БОЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Недоумение вызвали у многих россиян слова министра здравоохранения России Шевченко на коллегии

Недоумение вызвали у многих россиян слова министра здравоохранения России Шевченко на коллегии своего ведомства о том, что "отрасль после большого перерыва почувствовала некоторую стабильность". Какая стабильность, о чем вы, Юрий Леонидович? Судя по письмам, приходящим в редакцию, ситуация в здравоохранении продолжает оставаться чрезвычайно острой. Гарантии бесплатной медицинской помощи так и остаются для миллионов наших граждан пустым звуком.
Вот что рассказала мне жительница Твери 74-летняя Ольга Петровна Метелькова:
- Мой трудовой стаж - более 40 лет, а пенсия - 830 рублей. Муж давно умер, детей нет. После перенесенного тяжелого инфаркта стала инвалидом второй группы. В минувшем мае пришлось опять лечь в нашу 4-ю городскую больницу. Как водится, с собой взяла простыню, наволочку, пододеяльник. Ладно бы только это, но ведь и многие лекарства, находясь в стационаре, я сама (как и другие) должна была покупать - коринфар, пенталгин, рибоксин... В больнице нет даже шприцев, которые стоят-то всего 1 рубль 25 копеек. Покупала и шприц большого объема - для забора крови из вены для анализов - за 3 рубля 76 копеек. Всего истратила около 500 рублей - для меня непомерные расходы. А вышла из больницы - опять надо приобретать в аптеке жизненно важные для меня медикаменты за свои деньги. Льготные лекарства перестали выдавать с конца апреля. В месяц на их приобретение уходит 200-250 рублей. Денег на элементарное выживание катастрофически не хватает. Вещей себе уже много лет не покупаю (только перед госпитализацией разорилась на халатик), даже на еду не всегда могу наскрести. Если бы не помощь зятя моей сестры - пропала бы совсем. Что же делают с нами, стариками, в России?..
Нелегко приходится и сестре Ольги Петровны - 75-летней Александре Федосеевой, бывшей учительнице русского языка и литературы. В своем письме она сообщает, что ситуация с лекарственным обеспечением для нее лично значительно ухудшилась: "Раньше получала медикаменты по льготным ценам, а теперь вот сказали, что в эту категорию не попадаю. А ведь у меня ишемическая болезнь сердца, гипертония, другие "радости". Но нужен еще документ, что в годы войны я работала на "трудовом фронте". И такая справка у меня есть. В 1941-1944 годах во время летних каникул я каждый год по три месяца трудилась в колхозе. Справку об этом по показаниям свидетелей мне выдали в 1993-м. Но сейчас работники собеса говорят, что в таком случае стаж должен быть не 9 месяцев, а год. Или же надо принести соответствующие документы из архива, показать запись в трудовой книжке. Объясняю, что работала в колхозе бесплатно, архивы искать бесполезно, а трудовой книжки тогда не выдавали, так как я была несовершеннолетней. Но ничего не хотят слышать. На мой взгляд, это какой-то измор людей. Получая небольшую пенсию и оплачивая дорогие коммунальные услуги, я не в состоянии покупать лекарства (часто, к сожалению, болею) общей стоимостью более 200 рублей в месяц. Не поможет ли редакция восстановить справедливость?"
Однако редакция не всесильна. Вот если бы Александра Петровна была инвалидом - другое дело. А "просто" старикам, пусть и больным, и с небольшой пенсией, льгот не полагается, таковы требования федеральных нормативных актов.
Сколько подобных горьких жалоб приходится слышать от людей, отдавших силы и здоровье на благо своей страны и теперь брошенных ею на произвол судьбы.
Во многих регионах граждане испытывают серьезные трудности не только с получением льготных лекарств (рецепты на дорогостоящие препараты в поликлиниках зачастую вообще не выписывают), но и при поступлении в больницу. В стационарах нередко не хватает необходимых медикаментов, перевязочных и расходных материалов - больные должны покупать их самостоятельно. Остается предложить госпитализированным заняться самолечением, а там и операцию делать себе, если надо. Работники областных управлений и департаментов здравоохранения рассказали мне на условиях строгой анонимности ("уволят, если узнают"), что имеющихся средств хватает на удовлетворение примерно половины потребностей граждан в медицинских услугах. Такое же положение, по данным независимых экспертов, в целом по стране.
Корень бед - в нищенском финансировании этой важнейшей отрасли. В прошлом году федеральный и региональные бюджеты выделили на здравоохранение около 250 миллиардов рублей. Это 2,7 процента от валового внутреннего продукта (ВВП). В СССР аналогичный показатель был 4 процента. Для сравнения: расходы на здравоохранение в странах Западной Европы - 8-9 процентов ВВП. В расчете на одного жителя - 2-2,5 тысячи долларов, в США - около 5 тысяч "зеленых". В России соответствующие ассигнования в прошлом году "достигли" 1736 рублей (примерно 60 долларов). Мы отстаем здесь в десятки раз.
По расчетам экспертов, в нашей стране на финансирование здравоохранения необходимо 550 миллиардов рублей (в ценах 2002 года), или 5 процентов ВВП. Это минимум. В изыскании средств, теперь уже, видимо, на 2003 год, должны участвовать и федеральный центр, и субъекты Федерации, и предприятия, и сами граждане (во-первых, через страховые фонды; во-вторых, состоятельным россиянам должен быть предоставлен более широкий спектр платных услуг).
Львиная доля денег на здравоохранение идет через территориальные бюджеты, поэтому на региональные, муниципальные власти ложится особая ответственность. Между тем ситуация в регионах различается кардинально. В одних субъектах Федерации уровень финансирования здравоохранения в расчете на душу населения - просто нищенский (несколько сотен рублей в год), в других - достаточно цивилизованный (7 - 8 тысяч рублей в год). Понятно, есть регионы более благополучные и дотационные, но люди-то одинаковы, и на территории государства не может быть таких жестоких перепадов-контрастов. Федеральный центр, Минфин должны бы следить за этим, но, похоже, финансовое ведомство такие "мелочи" не особенно заботят.
Другой важнейший источник финансирования - система обязательного медицинского страхования (ОМС), на которую возлагают у нас большие, но пока не очень оправдывающиеся надежды. В прошлом году фонды ОМС пополнялись деньгами по двум каналам. Во-первых, 69 миллиардов рублей - часть единого социального налога и другие поступления. Во-вторых, 23,8 миллиарда - перечисления из региональных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающих жителей. Этот второй поток мог быть более мощным. Если исходить из принятых в стране минимально необходимых затрат на здравоохранение в расчете на одного жителя (1544 рубля), субъекты Федерации должны бы перечислить в фонды ОМС 100 миллиардов. Недоплатой 76 миллиардов и объясняется отсутствие лекарств во многих больницах страны.
К сожалению, размеры платежей за неработающее население, как и санкции за неперечисление этих денег, не установлены законом, поэтому в регионах не спешат раскошеливаться. "Если бы система обязательного медицинского страхования получила эти 76 миллиардов, - говорит заместитель директора Федерального фонда ОМС Наталья Климова, - то о такой острой нехватке лекарств в больницах и речи не могло быть. Кроме того, не задерживалась бы и зарплата медиков". Напомню: на начало мая бюджеты всех уровней задолжали работникам здравоохранения 207 миллионов рублей.
Наша медицина все еще серьезна больна. "О том, что здравоохранению необходима модернизация, говорится много, - подчеркнул Владимир Путин в своем апрельском выступлении перед депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации. - В прошлом послании я ставил задачу подготовки законодательной базы для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинских услуг, медицинской помощи... Эта задача не выполнена".
Как же отреагировали на серьезную критику главы государства ведомства? Недавно из Министерства экономического развития и торговли в правительство поступило письмо, в котором предлагается внести изменения и дополнения в закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". По сути, речь как бы о новой концепции. Но, по мнению экспертов, этот документ оказался "пустышкой".
Одно из главных предложений Минэкономразвития - аккумулировать все средства, направляемые на обязательное медицинское страхование, в Федеральном фонде ОМС. А уж потом, мол, деньги должны распределяться по регионам. Сегодня в Федеральный фонд поступает лишь очень небольшая часть (5,5 процента) собранных в рамках единого социального налога средств, а основные денежные потоки вливаются в территориальные фонды ОМС. И это правильно, потому что именно они осуществляют платежи на своей территории. Если же деньги отправлять сначала в центр, а потом кто-то в Москве будет "распределять" их по регионам, то такая новация возродит вязкую чиновно-бюрократическую систему со всеми ее печально известными последствиями.
Но министерство почему-то защищает именно такой вариант, рисуя в своем письме радужную картину. Мол, предлагаемая мера позволит "за счет избытка средств в целом в системе ОМС обеспечить выравнивание финансирования по регионам". Смешно, право: откуда же возьмется "избыток средств", если и сегодня их остро не хватает? Когда, к примеру, собирают 24 миллиарда рублей, а надо 100 миллиардов, то как их ни "аккумулируй", в какой карман ни перекладывай, больше денег не станет.
Не очень понятно и другое предложение Мин-экономразвития - доплачивать страховщикам 9 миллиардов рублей из Федерального бюджета за неработающее население в дотационных регионах. Еще год назад первый заместитель министра Михаил Дмитриев говорил, что необходимо 76 миллиардов (и это соответствует реалиям), а теперь вот сумма урезана в 8 раз. Что - ситуация в здравоохранении резко улучшилась? Люди стали меньше болеть? Больницы разбогатели? Нет, конечно, - просто очередные чиновничьи игры. 9 миллиардов переломить негативные тенденции не смогут, но суета вокруг поправок создаст видимость активной деятельности ведомства.
Остальные новации, предлагаемые работниками Минэкономразвития, как отмечается в официальном заключении директора Федерального фонда ОМС А. Таранова, во многом дублируют или действующее законодательство, или уже находящийся на рассмотрении проект постановления правительства. Специалисты отмечают очень низкое качество подготовки документа. Текст сырой, сделанный на скорую руку, пестрит смысловыми ошибками (например, говорится о "финансировании страховых взносов" вместо "уплаты страховых взносов"). Наконец, нельзя не сказать и об еще одном существенном недостатке: документ не содержит необходимых финансово-экономических расчетов. В основном - общие рассуждения. И выходит, министерская гора родила мышь.
Между тем дальнейшее промедление с реформами в нашем тяжело больном здравоохранении может иметь чрезвычайно негативные последствия для граждан, для страны. Речь идет о здоровье, о жизни людей - что может быть важнее? Помимо всего, это еще и вопрос нашей национальной безопасности.
Статистика фиксирует быстрый рост смертности россиян от сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания, пищеварения... Сегодня все сваливают на экологию. Но, думается, не менее пагубную роль играют ущербная система здравоохранения, снижение доступности полноценной медицинской помощи для значительной части населения. Пора, наконец, перестать повторять набившие оскомину общие места об "успехах" и "проблемах" и всерьез взяться за реформирование отрасли, включая, естественно, и финансовые аспекты. Время не ждет.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников