НАСТУПЛЕНИЕ НА ЯМАЛ

Наш вертолет поднимается с аэродрома Ямбурга и берет курс на Новозаполярный. За полтора часа полета лишний раз убеждаешься, глядя в иллюминатор, насколько этот суровый край отличается от привычных, радующих глаз ландшафтов средней полосы России. Июнь, а тундровые озера и болота еще скованы льдом, по балкам и лощинам лежит чуть подтаявший снег. Ветер со студеного Карского моря гнет в три погибели и без того редкий кустарник.

Суровая, плохо приспособленная для жизни земля. И в то же время сказочно богаты здешние недра. В ямальской тундре и на шельфе арктических морей открыты десятки газовых и нефтяных месторождений, которые способны надежно обеспечить энергетическую безопасность России. К примеру, самая северная "дочка" Газпрома - "Ямбурггаздобыча", разрабатывая два месторождения-гиганта - Ямбургское газоконденсатное и Заполярное газонефтеконденсатное - дает стране ежесуточно более 580 миллионов кубометров газа и 4300-4500 тонн конденсата.
Результаты отличные. Но впадать в эйфорию резона нет, ибо в целом по отрасли картина не столь хороша.
Все заметнее болезненные симптомы последних лет, когда объемы добычи постоянно увеличивались, а объемы запасов падали. Стала отставать геологоразведка, хотя специалистам было совершенно ясно: взял из недр газ, надо восполнить запасы, чтобы "держать полку", обеспечивать экономику энергоресурсами без перебоев и срывов. Это пока достигается, но с огромным напряжением. Как справедливо отмечал (будучи минувшей осенью в рабочей поездке на Ямале), президент России Владимир Путин, хотя наши разведанные запасы газа составляют треть от мировых, нельзя забывать о таких базовых критериях, как рачительность и эффективность.
Экономика нашей страны чрезвычайно расточительна в энергетическом плане. Энергоемкость ВВП у нас в четыре раза выше, чем в развитых странах. При этом потенциал энергосбережения в России огромен. Он примерно равен половине всего нашего национального энергопотребления. Цифра просто убойная. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: будущее газовой индустрии не в экстенсивном, механическом наращивании добычи, а в техническом и технологическом перевооружении отрасли, что позволит с меньшими издержками и усилиями брать газ из самых труднодоступных северных регионов, наращивать мощности по глубокой переработке углеводородного сырья, чтобы получать из него конечную продукцию наибольшей ценности.
Пять месяцев назад правление Газпрома приняло решение определить полуостров Ямал регионом стратегических интересов компании и основным объектом освоения месторождений до 2010 года. И, конечно же, не случайно именно в заполярном вахтовом поселке Ямбург собрались недавно руководители крупнейших предприятий газовой индустрии, известные ученые-экономисты из России и ряда зарубежных стран на международную конференцию "Актуальные проблемы и новые технологии освоения месторождений природного газа в XXI веке".
Основная мысль, высказанная многими участниками конференции, сводилась к следующему: необходимо разработать и применить такие технологии, чтобы инвестиционные проекты освоения недр Ямала оказались рентабельными.
Утверждение бесспорное. Вопрос в том, каким образом практически достичь желаемых результатов?
Как отметил в своем выступлении член правления Газпрома, руководитель департамента перспективного развития, науки и экологии Владимир Резуненко, идеология создания экологически чистой энергетики на основе природного газа была реализована в нашей стране в искаженном виде. Ценовая политика строилась так, что газ, который с огромными трудностями приходится добывать в экстремальных условиях на "северах", оказался значительно дешевле угля и мазута. Неоправданно высокая доля природного газа в топливно-энергетическом балансе, постоянные неплатежи потребителей создали тяжелейший дефицит в инвестициях, необходимых для реконструкции и модернизации сложного хозяйства Единой системы газоснабжения.
Что надо предпринять в этих реальных условиях? Как начать новое наступление на Ямал? Каким образом удержать в ближайшие десятилетия годовой уровень добычи газа в объеме 530 миллиардов кубометров?
На эти вопросы и пытались найти ответ участники конференции. Эксперты справедливо считают, что даже мощным подразделениям Газпрома вряд ли по силам освоить инвестиции в 70 миллиардов долларов, необходимые для широкого наступления на Ямал. Иностранные инвесторы хоть и проявляют интерес к перспективным проектам, но раскошеливаться пока не спешат. Значит, потребуются серьезная инвестиционная поддержка со стороны нашего государства, большее понимание со стороны законодателей, которые могли бы принять законы, более справедливо регулирующие ценовую политику в отношении газовиков.
А те, в свою очередь, должны решительнее переходить на новые прогрессивные методы освоения северных месторождений, тем более что "Ямбурггаздобыча", "Надымгазпром", "Уренгойгазпром" и некоторые другие предприятия уже имеют достаточный опыт успешной работы в экстремальных условиях Ямала.